<
03 февраля 2016
Существующая система штрафов во многом сформирована с помощью информационных компаний инициированных министерствами и ведомствами. Кстати, до сих пор, имеющими планы по объемам штрафов спускаемых Минфином. Методика введения новых или увеличения старых штрафов не нова. Сначала создается некая истерия по поводу, «Ах смотрите, как все плохо в той или иной сфере, все плевать хотели на закон …..» и т. д. Затем доведенная до пика истерия в СМИ, находит своё решение в законодательной инициативе. И как результат штрафы выросли до неподъемных для малого бизнеса сумм, которые часто, больше стоимости самого бизнеса. Характеризуя масштабное увеличение контрольных мероприятий, приведу высказывание президента России В. В. Путина в декабрьском послании Федеральному собранию 2014 года. «Проверяющих органов так много, что если каждый из них хоть один раз придет — всё, можно любую фирму закрывать». Лучше не скажешь. Проблема в том, что проверяющие органы сразу выставляют огромные штрафы в сотни тысяч и даже миллионы рублей. Нет системы предписаний на устранение нарушений в приемлемые сроки. Перед проверяющими органами не стоит задача сохранения легально работающего бизнеса
Малый бизнес чаще других становится жертвой штрафных санкций проверяющих органов. Несмотря на то, что с экономической точки зрения разница между микро, малым и средним бизнесом четко определена по двум параметрам доход и число сотрудников и разница в месте ведения предпринимательской деятельности то же закреплена в виде коэффициента К-2 для ЕНВД (единый налог на вменённый доход). Разницы в сумме штрафа не зависят от величины бизнеса и места его ведения, будь то, просвещенные столицы или глухая сибирская деревня.
Необходимо ввести понижающие коэффициенты штрафов для микро, малого и среднего бизнеса. Из соотношения параметров годовых оборотов и соотношений числа сотрудников. Например крупный бизнес начинается с 1 миллиарда оборота в год, и с числа сотрудников более 250 человек . Следовательно штраф в 1 миллион рублей за такое же административное правонарушение для микро бизнеса будет при годовом обороте например 60 миллионов в год и подтверждения из ПФ РФ о числе сотрудников 15 чел. В результате получаем понижающий коэффициент, как среднее между отношениями дохода и числа сотрудников. В данном случае это ((1000000000:60000000)+(250:15)):2=33,3:2=16,6 раз — понижающий коэффициент для штрафа в 1 миллион рублей. В итоге штраф для микро бизнеса составит 1000000:16,6=60241 рубль. Это достаточно чувствительная сумма для микробизнеса, но не критичная для его дальнейшего существования.
У малого бизнеса не имеются по определению в своей штатной структуре специалисты со знаниями кадровиков, юристов, пожарных инспекторов, специалистов в области безопасности труда, роспотренадзора, ростехнадзора, ФАС и других. В итоге любой проверки результат предсказуем, как в игре гроссмейстера и начинающего любителя шахмат. Поэтому предлагается исходя из целей и задач контрольно надзорных органов. Они записаны в положениях о работе контрольно- надзорных огранов. Это наведение и поддержание порядка в вышеперечисленных сферах, и основной формой работы является профилактика административных правонарушений.
В обязательном порядке применять предписания для устранения правонарушений. В ходе повторной проверки выполнения предписания, при не устранении замеченных недостатков применять систему штрафов. В наших законах не учитывается различия в размерах предприятий. Так, например, в "КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" N 195-ФЗ от 30.12.2001 не прописано понятие «малый бизнес», «средний бизнес», «крупный бизнес». А министерство экономического развития руководствуется в своей работе ст.4 ФЗ-209, в которой дано понятие малый и средний бизнес.
По ФЗ-209 малый и средний бизнес – это бизнес, отвечающий следующим критериям:
Как видно разделение предпринимателей на микро, малый и средний бизнес проведено по параметрам годового оборота и числа сотрудников. Не учет фактора размера предприятия приводит к следующему: За одно и то же нарушение одинаково наказывают предприятия с 1-2 человека и 5 – 10 тыс. человек. Для крупного предприятия такое наказание несущественно, а для микро предприятия – смертельно.
Это позиция ОПОРЫ РОССИИ и она была на съезде предпринимателей услышана и поддержана главой государства В.В. Путиным. Надеемся в ближайшее время увидеть её в форме протокольного поручения президента правительству РФ. А в дальнейшем и методику дискретного применения штрафов от размера предприятия. Такая практика, значительно, снизит мотивацию контрольно надзорных органов к коррупционным схемам работы при проведении контрольно надзорных мероприятий, и в тоже время будет являться более справедливым и щадящим регулятором для среды малого и среднего бизнеса.
Понравилась страница? Пожалуйста поделитесь ею!
Все статьи