<
23 июня 2016
Закон о переводе торговли на рынках в крытые стационарные помещения был принят в 2012 году. В 2013 году все рынки, кроме сельскохозяйственных, должны были уйти под крышу. По требованию положений закона вся розничная торговля должна осуществляться исключительно в капитальных и теплых зданиях. Несколько раз сроки введения закона сдвигали. Для сельскохозяйственных рынков предусмотрена отсрочка до 2018 года.
Экономические меры, предпринимаемые краевым правительством для развития и роста числа предприятий малой переработки, оказываются не эффективными. В чем проблема?
Для стабильной работы перерабатывающих производств необходима товаропроводящая сеть. Элементами её инфраструктуры являются розничные и оптовые рынки. В структуре малого и среднего предпринимательства (МСП) в Ставропольском крае по видам экономической деятельности 80 % представлено торговлей.
Что характерно в других регионах России, предприниматели начинают с более простого - торговли и постепенно осваивают и производственные виды деятельности. В нашем крае, несмотря на традиционную экономическую активность населения свойственную южным регионам развитие производственных видов деятельности практически не происходит. Этот переход затруднен, отсюда и высокий процент занятых, только торговлей. Кроме того, происходит уменьшение числа лиц, желающих официально заниматься предпринимательской деятельностью.
Необходимо понимание негативных причин, происходящих в экономике края. ОПОРА РОССИИ провела анализ причин закрытия бизнеса.
По итогам проведенного опроса ИП, прекративших деятельность, в качестве основных причин закрытия были отмечены следующие:
-увеличение арендной платы за торговые площади (преимущественно на розничных рынках) – 36%;
-запрет или ограничения мелкорозничной торговли, в том числе на торговлю в нестационарных торговых объектах – 3,1%.
Существенной проблемой оказалась это утрата мотивации к труду в условиях малых населенных пунктов. Данная проблема, относится к сфере ментальности и в опросах, не была представлена.
Реализация на территории Ставрополья федерального закона от 30.06.2006 г. №271-ФЗ стала причиной массового прекращения деятельности предпринимателей. Ликвидация нестационарных торговых объектов в городе Ставрополе совпала с началом применения требований ФЗ-271. Придание цивилизованного облика краевой столице стоило работы нескольким тысячам предпринимателей. Эти же процессы усилил проблему с занятостью населения. Помимо этого, субъекты предпринимательства, осуществляющие свою деятельность на розничных рынках, столкнулись с существенным повышением арендной платы и нехваткой торговых мест, вызванными реконструкцией торговых площадей в целях приведения в соответствие с требованиями федерального закона от 30.12.2012 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках». Так, например, на рынке «Лира» (Предгорный район) арендная плата возросла в 4-5 раз. Существующая на сегодня тенденция к повышению цен за аренду мест на рынках вызвана повышением налога на землю и имущество в связи с их переоценкой.
Приказом Росстата определено что с\х рынок рынок, в котором не менее 80% продукции сельхозназначения. На сегодняшний день в крае 10 сельскохозяйственных рынков, а ведь, когда то, они были в каждом районе нашего края. Сейчас основная масса рынков является универсальными, а не специализированными.
На примерен рынке в с. Александровском в 2015г. 30% предпринимателей ушли с рынка по причине высокой стоимости услуг размещения.
г. Благодарный администрирование вышеуказанного закона привело к уходу с рынка 292 предпринимателей. Из общего количества предпринимателей района 2800 это более 10%.
В крае малые овоще производители, столкнувшись с невозможностью выхода на рынки городов и районов значительно в разы сократили производство. Для решения важнейших социальных проблем края и городов необходимо не допустить манипулирования ценами на основные продукты питания. Ярмарки являются временными разовыми мероприятиями и ситуацию с проблемой развития фермерства подсобных хозяйств и малых перерабатывающих производств не решают. Предприятия должны работать, имея гарантированный сбыт круглогодично. Необходимо решить проблему с выделением земли для продовольственных рынков в городах края и обеспечить на них доступ производителей сельхоз продукции преимущественно краевой. Не допустить превращения рынков в существующий сейчас диаспоральный бизнес Как пример ставропольские рынки паразитирующих на потребностях в продуктах питания жителей города.
Пример цен на аренду места на розничных рынках УТК «Брусневский» 2250 руб за 1 мкв в месяц стандартное место 7 м/кв 15750 в месяц соизмеримо с арендой 2-х комнатной квартиры с туалетом ванной и т. д. Поэтому на рынке осталось из 650 предпринимателей от силы 200.
В районах ситуация не лучше примеры.
Услуги рынка г. Георгиевск ООО «Содружество»
№ Товары (работы, услуги) Кол-во Ед. Цена Сумма
1 услуги рынка за февраль 2014 г. 22 М2 550,00 12 100,00
2 за электроэнергию 1086 КВт/ч 6,32 6863,52
3 за охрану имущества 30 Дн. 25,00 750,00
ИТОГО: 19713,52
Александровский р-н с. Александровское рынок
Стоимость в рабочий день 1-м/кв 13 рублей в день, в выходные дни 29 руб в день за 1 м/кв. Из расчета 6 -ти дневной рабочей недели получим -будние дни -13 руб х 16 дней=208руб за 1 м/кв в месяц. Выходные дни 8 дней х 29 руб.=232 руб за 1 м/кв в месяц. Для занятия одного и того же места на рынке (бронирования) оплата составляет 26 руб за 1 м/кв в месяц, учитывая, что минимальное рабочее место, предоставляемое рынком предпринимателю 6 м/кв получаем 6х26=156 руб. Итого 208+232=440 руб за 1 м/кв в месяц учитывая минимальное рабочее место, предоставляемое рынком предпринимателю 6 м/кв получаем 440руб х 6м/кв =2640 рублей + месячная бронь 156 рублей =2796 рублей ежемесячная оплата аренды 6 м/кв на рынке. Учитывая, что для нормальной выкладки товара и размещения самого продавца необходимо не мене 10м/кв получим сумму 4556 рублей в месяц. Данная сумма является существенной для микробизнеса в малых населенных пунктах.
Город Зеленокумск, центральный рынок.
-крытый рынок 610*12м2=7,320т.р.
-контейнер в крытом рынке 915*12=10,980т.р. ежемесячной оплаты аренды 12м2 на рынке.
В Арзгирском районе ООО «Арзгирский рынок» предоставляет торговые места по цене за 1кв.м. от 350 до 450 рублей + оплата за электроэнергию. В среднем торговое место имеет площадь 20 – 30кв. м. итого: 20 х 350 = 7000 + электроэнергия.
Рынок в г. Светлограде. Районный рынок отсюда ушли 240 человек по причине высокой стоимости. Для предпринимателей, участвовавших финансированием в строительстве инвестиционная составляющая в размере 112 тыс. рублей. Стоимость места ежемесячно по 3000 руб. за 12м/кв этой суммы хватает на 3 года. Предприниматели, не внесшие инвестиционную составляющую на рынке не находятся.
МУП «Кисловодский центральный рынок» создал ситуацию, связанную с конфликтом производственных интересов между арендаторами торговых точек на рынке и лицами, желающими занять их места. Прикрываясь намеченной реконструкции муниципального объекта созданы условия, направленные на прекращение предпринимательской деятельности целого ряда предпринимателей. Будут искать себе новое место работы предприниматели, проработавшие на территории этого предприятия по 20 и более лет.
В Туркменском районе еженедельно по пятницам проводится ярмарка одного дня. Сезонные мероприятия «овощи к подъезду» так же есть в Кочубеевском районе, но не решают проблемы, немного её ослабляя. Цены на овощи выросли, и запасаться ими на зиму гражданам тяжело.
Еще одной важной причиной закрытия предпринимателей и предприятий малой переработки является проблема взаимодействия с крупными торговыми сетями.
Производители и поставщики продовольственных и непродовольственных товаров Ставропольского края отмечают сложность вхождения в крупные ритейлерские сети (высокие требования, вступительные взносы, инвестиционные сотавляющие ). Засилие крупных торговых сетей лишает возможности развиваться малый и средний бизнес. Доля в ассортименте предлагаемой этими сетями продукции, произведенной в Ставропольском крае, по оценке бизнеса не превышает 5-7%. (за исключением товаров с низким сроком реализации 42% Ставропольских). При этом органами местного самоуправления и ФАС практически не используются регулирующие возможности «Закона о торговле» ФЗ 381, позволяющими ограничить проникновение крупных ритэйлерских сетей в регион.
Из анализа выше приведенной информации о состоянии розничных рынков видно, что цена для предпринимателей высока в этом причина свободных мест на рынках районов. Закрытие микробизнеса в массовом порядке является значимым индикатором негативных процессов в экономике края. Любые изменения с увеличением затратной части для микробизнеса не позволяют ему продолжить деятельность. Розничные рынки, это часть инфраструктуры региональных товаропроводящих сетей. Приватизация объектов инфраструктуры как показала наша и мировая практика дает только сиюминутный экономический эффект лишая в дальнейшем регион влияния на экономические процессы в среде МСП и социальные процессы в крае. Бывшие колхозные и муниципальные рынки, проданные как нерентабельные, являются вполне рентабельными учреждениями, и кроме того по факту являющиеся локальными монополистами (по причине того, что в торговле, например, овощами, разница 20-30 рублей, это существенная разница, и учитывая цены на транспортные услуги 15-18 рублей в один конец, население не ездит на другие рынки предпочитая шаговую доступность отсюда и локальный монополизм).
Сложившаяся ситуация в МСП требует принятия мер. Необходимо строительство в муниципалитетах за счет средств самих предпринимателей на долевых началах строительства торговых центров и рынков, в замены ликвидированных киосковых зон. Развитие придорожной торговли и сервиса за счет предпринимателей на долевых началах по проектам многоразового использования. Ситуация обстоит так, что в связи с кратным увеличением нагрузки на бизнес по всем направлениям может произойти лавинообразное сокращение субъектов МСП по краю и отток экономически активного населения в другие регионы страны. Индикатор, возможного начала этого процесса заявление министра финансов Калиниченко Л.А., о значительном снижении собираемости налогов от субъектов малого предпринимательства по сравнению с предыдущим годом.
Выводы:
- Необходимо строительство дополнительных оптовых и розничных рынков как формы поддержки сельхозпроизводителей.
Как форму поддержки МСП в крае, выделить, руководствуясь статьями земельного кодекса РФ 28, 29, 31 по акту выбора землю в границах населенных пунктов для организации розничных рынков.
- Стоимость рыночной площади — это основные рабочие места малого предпринимательства, как в городе, так и в районах являются сдерживающим фактором в развитии МСП в крае.
- Доступность на рынки производителей края ограничена за счет сужения рентабельности их товаров при включении в стоимость услуг рынков.
- Засилие национальных диаспор на рынках края определяющих поставщиков по диаспоральному признаку. Это мешает нормальной конкуренции товаров по параметрам цена качество. Необходим контроль существующих рынков на предмет снижения стоимости мест торговли и засилия диаспорального бизнеса.
- Сельский производитель получает обычно 5-ю часть от конечной стоимости товара купленного покупателем. Это лишает мотивации его к труду.
- Плохая работа комитета по торговле СК по администривованию ФЗ 271. Закон сработал на уменьшение численности ИП и увеличению стоимости услуг рынков и как итог увеличения цен на продукты питания. Нужен подробный анализ результатов правоприменения федерального закона ФЗ -271 и ставившихся перед ним целей. Цель была улучшение условий труда работающих на рынке граждан и покупателей от неблагоприятных погодных условий, а результат, работники без работы. Покупатели, без дешёвых сельхоз продуктов.
- Необходима легализация услуг рынков. Оплата через кассовые терминалы или отделения сбербанков.
- 2014 году сельскохозяйственных рыков в крае было 16 сейчас 10. На лицо тенденция к уменьшению числа.
- необходимо срочное строительство рынков на основе кооперации сельхозпроизводителей и малых торговых организаций при активной организационной помощи администраций, заключающейся в следующем:
- Организационная помощь в создании кооператива и товарищества собственников недвижимости работников будущего рынка
-Необходимо выделение земли для строительства новых рынков и выделение земли под рынок без торгов. Строить на принципах долевого строительств, а не зачета инвестиций в суму аренды мест. Что бы торгующая организация или ИП на рынке был собственником части имущества рынка.
- Предоставление проекта рынка как формы нефинансовой поддержки с использованием проекта многократного использования.
Проектная поддержка проектами многократного использования рынков позволит сократить затраты на его строительство на в среднем 10%.
- Организационная помощь в техприсоединениии сетей к строениям рынка.
- Организационная помощь в привлечении банков для финансирования проекта методом бизнес ипотеки.
- Необходимо использовать положения Федерального закона "О защите конкуренции" в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, защиты их имущественных прав предусмотреть возможность без конкурсного продления договоров аренды.
- Сельскохозяйственный розничные и оптовые рынки должны рассматриваться, как часть системы поддержки малых сельхозпроизводителей, как элемент инфраструктуры т.е товаропроводящие сети для малых производителей.
- ФЗ- 271 и ФЗ-381 не способствуют развитию отечественных товаропроводящих сетей и сельскохозяйственного производства. Они усложняют их работу и невольно способствуют развитию зарубежных сетей. Законодательные акты должны быть доработаны.
Понравилась страница? Пожалуйста поделитесь ею!
Все статьи