<
23 сентября 2016
Закон о переводе торговли на рынках в крытые стационарные помещения обязал с 2013 года все рынки, кроме сельскохозяйственных, уйти под крышу. По требованию положений закона вся розничная торговля должна осуществляться исключительно в капитальных и теплых зданиях. Для сельскохозяйственных рынков предусмотрена отсрочка до 2018 года. Но несмотря на это в период с 2014г по 2016г. сельхозрынков с 16 осталось 10 на весь Ставропольский край.
Экономические меры, предпринимаемые для развития и роста числа предприятий малой переработки, оказались не эффективными. В чем проблема?
Для стабильной работы перерабатывающих производств необходима товаропроводящая сеть. Элементами её инфраструктуры являются розничные и оптовые рынки. В структуре малого и среднего предпринимательства (МСП) в Ставропольском крае по видам экономической деятельности 80 % представлено торговлей. И вот есть новая позитивная информация по теме сельскохозяйственных рынков и данные Росстата.
Правительством РФ принято в сентябре 2016г. постановление №885 «О мерах по поддержке розничных рынков продовольственных товаров». Им утверждены «правила и порядок расчёта минимальной обеспеченности населения площадью торговых мест, используемых для продажи продовольственных товаров на розничных рынках».
В аннотации к постановлению приведены данные Росстата, в них говорится: за период с 2006 по 2014 год доля продажи товаров на розничных рынках в объёмах оборота розничной торговли в России снизилась с 19,6 до 8,8%, а число торговых мест на розничных рынках сократилось в три раза – с 1203,2 тыс. до 394,4 тыс.»
Росстат сообщил в августе 2016 реальные доходы россиян снизились на 8,3%. (это доходы уже после вычета обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен). Результат - темпы падения доходов граждан гигантские. В январе-августе 2016 года реальные доходы сократились на 5,8% по отношению к аналогичному периоду 2015 года. Росстат назвал и сумму средней зарплаты в августе 2016г. - 34 095 рублей. В августе прошлого года средняя зарплата была меньше на 5,8%. Таким образом, зарплаты отстают от уровня инфляции. Если говорит о реальном выражении, то зарплата не поднялась, а снизилась на 1%.
Рынок с продукцией местного производства в малых населенных пунктах, это фактор снижения инфляции. Лучший, антиинфляционный период, в году - сельскохозяйственный сезон.
На сельскохозяйственные рынки приходятся значительные объёмы реализации свежих скоропортящихся пищевых продуктов. Сейчас рынок единственный стабильный каналом для сбыта своей продукции гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство и индивидуальными предпринимателями и фермерами.
В тексте постановления есть формула расчета количества торговых мест на 1000 человек населения, структура расчета изменена по сравнению с существовавшим ранее. Говорится в постановлении и о универсальных рынках. Они рассматриваются, как места продажи недорогих товаров повседневного спроса. На универсальных рынках 30% мест должно быть предоставлено под розничную продажу продуктов питания.
В России закрывались различные рынки, в том числе вещевые и универсальные. Они имеют мало общего с сельскохозяйственными рынками, На них продавались товары, зачастую низкого качества, без соблюдения прав покупателей, не платились налоги и так далее. Проблем с такими объектами у наших властей много, особенно с крупными вещевыми и универсальными рынками.
Если по постановлению места для фермеров будут централизованно выделены, и будут бесплатными, или за минимальную плату. Это будут позитивные изменения, они позволят поддержать сельское население, ведущих личное подсобное хозяйство.
Сейчас существует стабильно растущий спрос на фермерские продукты. Помимо потребления и потребителя для экономики важен производитель. Производитель сельхоз продукции нуждается малых товаро-проводящих сетях. Сельскохозяйственные рынки как раз один из важных элементов этой инфраструктуры.
Выводы несмотря на ожидаемые позитивные изменения остаются прежними.
Выводы :
- Необходимо строительство дополнительных оптовых и розничных рынков как формы поддержки сельхозпроизводителей.
Как форму поддержки МСП в крае, выделить, руководствуясь статьями земельного кодекса РФ 28, 29, 31 по акту выбора землю в границах населенных пунктов для организации розничных рынков.
- Стоимость рыночной площади это основные рабочие места малого предпринимательства, как в городе так и в районах являются сдерживающим фактором в развитии МСП в крае.
- Доступность на рынки производителей края ограничена за счет сужения рентабельности их товаров при включении в стоимость услуг рынков.
- Засилие национальных диаспор на рынках края определяющих поставщиков по диаспоральному признаку. Это мешает нормальной конкуренции товаров по параметрам цена качество. Необходим контроль существующих рынков на предмет снижения стоимости мест торговли и засилия диаспорального бизнеса.
- Сельский производитель получает обычно 5-ю часть от конечной стоимости товара купленного покупателем. Это лишает мотивации его к труду.
- Плохая работа комитета по торговле СК по администривованию ФЗ 271. Закон сработал на уменьшение численности ИП и увеличению стоимости услуг рынков и как итог увеличения цен на продукты питания. Нужен подробный анализ результатов правоприменения федерального закона ФЗ -271 и ставившихся перед ним целей. Цель была улучшение условий труда работающих на рынке граждан и покупателей от неблагоприятных погодных условий, а результат, работники без работы. Покупатели, без дешёвых сельхоз продуктов, бюджет без дополнительный поступлений.
- Необходима легализация услуг рынков. Оплата через кассовые терминалы или отделения сбербанков.
- 2014 году сельскохозяйственных рыков в крае было 16 сейчас 10. На лицо тенденция к уменьшению числа.
- необходимо срочное строительство рынков на основе кооперации сельхоз- производителей и малых торговых организаций при активной организационной помощи администраций заключающейся в следующем:
- Организационная помощь в создании кооператива и товарищества собственников недвижимости работников будущего рынка
-Необходимо выделение земли для строительства новых рынков и выделение земли под рынок без торгов. Строить на принципах долевого строительств, а не зачета инвестиций в суму аренды мест. Что бы торгующая организация или ИП на рынке был собственником части имущества рынка.
- Предоставление проекта рынка как формы нефинансовой поддержки с использованием проекта многократного использования.
Проектная поддержка проектами многократного использования рынков позволит сократить затраты на его строительство на в среднем 10%.
- Организационная помощь в техприсоединениии сетей к строениям рынка.
- Организационная помощь в привлечении банков для финансировании проекта методом бизнес ипотеки.
- Необходимо использовать положения Федерального закона "О защите конкуренции" в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, защиты их имущественных прав предусмотреть возможность без конкурсного продления договоров аренды.
- Сельскохозяйственный розничные и оптовые рынки должны рассматриваться, как часть системы поддержки малых сельхозпроизводителей, как элемент инфраструктуры т.е товаропроводящие сети для малых производителей.
- ФЗ- 271 и ФЗ-381 не способствуют развитию отечественных товаропроводящих сетей и сельскохозяйственного производства. Они усложняют их работу и невольно способствуют развитию зарубежных сетей. Законодательные акты должны быть доработаны.
Понравилась страница? Пожалуйста поделитесь ею!
Все статьи