Загрузка страницы...

Мрвалевич

Павле Павлович

Сопредседатель, Ставропольского краевого отделения общероссийской общественной организации "Опора России". Член общественной палаты Ставропольского края. Член общественного совета Северо-Кавказского федерального округа.

01 марта 2017

Нужно всё учесть!?

«Учет и контроль — вот главное,

 

что требуется для (...) правильного

 

функционирования первой фазы

 

коммунистического общества»

 

В. И. Ленин

 

«Государство и революция» 1917г.

 

 

Государство, пытаясь бороться с теневыми секторами экономики, проводит масштабные мероприятия. Недавно завершились, очень удачно по мнению правительства, эксперименты с введением ЕГАИС и эксперимент с чипированием меховых изделий, вводятся онлайн кассы и т.п.д..

 

Распоряжением №511-Р Председатель правительства России создал комиссию во главе с министром промышленности и торговли РФ. Комиссия подготовила Распоряжение Правительства РФ №2592-Р от 5.12.2016 г. оно, касается всего предпринимательского сообщества РФ. В составе комиссии, нет ни одного представителя бизнеса, нет ни одного руководителя бизнес объединений. Естественно и оценки регулирующего воздействия этот документ не проходил.

 

Цель распоряжения наведение порядка в сфере незаконного оборота продукции. Документ называется «Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РФ на период до 2020 года и плановый период до 2025 года», и разработан на основе Указа Президента РФ от 23 января 2015 года №31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции».

 

Предусматривается введение,  КИЗов (контрольно-идентификационных знаков) на большой перечень продукции. В этом месте ещё раз обратите внимание на эпиграф. Контроль всего и вся, ФЗ-44(планы закупок на 3 года)  и повсеместное введение КИЗов, это уже первая ступень к Госплану. Может это и неплохо, но какими путями это делается рассмотрим ниже.

 

На основе «успешного»(???) опыта 2016 года собираются широко использовать,  КИЗы. Приведу, выдержки, из указа: «Учитывая, что незаконный оборот промышленной продукции является частью теневого сегмента экономики, однозначно (точно) оценить его объемы не представляется возможным».

 

 «В краткосрочной перспективе Государственной комиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции определены следующие приоритетные для наблюдения и принятия мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции отрасли промышленности».

 

По мнению правительства наиболее теневыми, являются:

  1. пищевая промышленность.
  2. легкая промышленность.
  3. фармацевтическая промышленность.
  4. медицинская промышленность.
  5. автомобильная промышленность
  6. авиационная промышленность.
  7. сельскохозяйственное машиностроение

 

В среднесрочной перспективе т.е. вторым этапом, займутся:

  • топливной промышленностью
  • химической промышленностью;
  • электронной промышленностью;
  • кабельно-проводниковой продукцией;
  • производство строительных материалов
  • индустрия детских товаров;
  • машиностроение.

 

Документ требует разработать и внедрить на территории Российской Федерации системы маркировки товаров контрольными идентификационными знаками, позволяющей потребителям проводить проверку на контрафактность продукции, с использованием мобильной связи.

 

 Как эта задача соответствует интересам Ставропольского края по выведению экономики из тени? Для сравнения, приведу пример  крупных секторов нелегального предпринимательства края:

  • зерновой рынок
  • алкогольный
  • меховой
  • услуги по малоэтажному строительству
  • отделочно-ремонтным работам
  • рынок косметики
  • цветочный рынок
  • риэлторские услуги
  • розничная торговля
  • пассажирские перевозки
  • грузовые перевозки до 12 тонн
  • работа с ТБО
  • услуги няни и сиделки
  • персональные образовательные услуги - репетиторы
  • аренда жилья
  • торговля БАДами (биологически активными добавками)
  • оказание бытовых услуг населению ремонт бытовой техники
  • ремонт автомобилей  и сервис (гаражная экономика)
  • обмен валюты и финансовые операции на фондовом рынке

 

Как видно федеральные задачи не сильно совпадают с нашими местными задачами. И всё же. Как в крае прошел эксперимент с чипированием меховых изделий? Тот самый эксперимент который, якобы признан успешным, и  вот замечания участников рынка меховых изделий:

 

  • Плохо работает сама программа, ( находящаяся на сайте ФНС) поступили жалобы на её частые,  многочасовые зависания.
  • В системе можно наблюдать заказы конкурентов.
  • Нет обучения работы с программой и подготовки специалистов работы в этой сфере.
  • Существующая норма приведет к необходимости дополнительных затрат бизнеса на приобретение оборудования.
  • Необходимо введение новых кадровых единиц. Сейчас этим занят руководитель или бухгалтер (как дополнительная нагрузка). Это, даже  при учете только   минимальной региональной з/п приведет к расходам в  9600 руб.
  • Существенно возрастает нагрузка на администрирование бизнеса.
  • Микро бизнес работающий в системе (до 15  человек), вероятно уйдут с рынка и скорее всего  в тень.
  • Неравномерность(сезонность) рынка не позволяет прогнозировать покупку и  заказ КИЗ.
  • Сам бизнес имеет значительную зависимость от сезона, а  вводимые правила, предполагают регулярную ритмичную работу.

 

Система ориентирована в основном на средний бизнес и приведет к ликвидации микро бизнеса в этой сфере. Между прочим, в системе ЕГАИС признанной также удачной, число микробизнеса возвращающего лицензии на розничную продажу алкоголя растет. Возвратив лицензию малое предприятие официально не торгует алкоголем, а значит перестает быть объектом контроля Росалкогольрегулирования и затраты на введение ЕГАИС ему не нужны. Вот так и происходит пополнение теневого сектора с которым государство борется заставляя легализироваться, так сказать за свой счет. Причем «счет» этот не малый измеряемый сотнями тысяч рублей на один субъект легализации.

 

Кроме того, есть достаточно жесткие и другие ограничения в работе с КИЗ. Например, наличие недоимки по налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам, является основанием отказа в приобретении КИЗ. Этот пункт необходимо отработать, ввести   ограничение суммы задолженности. Копеечные недоимки сейчас останавливают бизнес, а значит и поступление налогов.

 

В условиях отсутствия обучения, ошибки дело обыкновенное, а не злонамеренное. Это и приводит к массе погрешностей операторов,  в первые дни работы системы. А закон гласит так: «Неоднократное нарушение (более двух раз) действующего порядка маркировки».  Две ошибки и вы вне бизнеса.

 

Как я отмечал выше административная нагрузка вырастет значительно.  И вот как это будет выглядеть буквально. Необходимо,  вступить в ассоциацию GS1RUS и получить там номера GLN и GTIN. Без этих номеров будет невозможна, последующая  регистрация на ресурсе  «Маркировка»

 

Организациям необходимо  наносить штриховые коды на свою продукцию. Получить международный  идентификационный номер GS1 Global Location Number. Для этого необходимо вступить в национальную организацию GS1.

Чтобы,  наносить штриховой код на продукцию своего предприятия, следует вступить в Ассоциацию автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС», которая является членом GS1 и ее единственным представителем на территории Российской Федерации. Ассоциация автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС».  Присвоение номеров в системе GS1 осуществляется бесплатно.  Вступительный взнос 25 000 руб. Ежегодный взнос 15 000 рублей. Ассоциация не составляет акты приемки-передачи выполненных работ (оказанных услуг). Кроме того, в соответствии с пп.3 п.3 ст.39 НК РФ членские взносы в Ассоциацию не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, поэтому Ассоциация не выставляет счета-фактуры при получении членских взносов от членов Ассоциации. Оплатив членский взнос на год,  в расходы его провести нельзя.

 

Далее необходимо зарегистрироваться в системе "Маркировка" и создать,  «Личный кабинет» в этой системе.  Необходимо, чтобы на компьютере было установлено специальное программное обеспечение, также установить сертификаты ключей проверки электронной подписи. Стоимость электронной подписи, и программное обеспечение для работы около 4 500 руб.

Через систему "Маркировка" необходимо заказать в Гознаке бланки с чипом. КИЗ является бланком строгой отчетности (БСО), на его поверхности располагается графическая информация, а сама метка снабжена средствами полиграфической защиты. Для их учета необходимо ведение журналов учета и документации по БСО. Пересылка БСО осуществляется службами доставки или страховой почтой, стоимостью примерно 500 рублей за пересылку комплекта.

Последнее и самое дорогое покупка оборудования RFID, для чтения радиометок на   КИЗ. Стационарные считыватели их стоимость от 100 тысяч рублей за штуку.

 

Общие затраты на маркировку каждого изделия примерно   50–60 рублей.  Это говорит о том, что введение системы КИЗ экономически обосновано в тех случаях, когда в единице товара стоимость КИЗ составляет менее 1%. В нашем случае цена изделий должна составить не менее 5-6 тыс. рублей. В начале статьи я привел перечень первоочередных сфер экономики из указа    президента по введению КИЗ. Это, пищевая промышленность, легкая промышленность, фармацевтическая промышленность, медицинская промышленность. Возьмем первые в списке сферы экономики пищевую промышленность и далее,  я трудно себе представляю пакет кефира с КИЗ, трусы , майку или аспирин с КИЗ стоимостью в 50 рублей.

 

Опыт введения КИЗ в меховом бизнесе показал: попытка легализации рынка меховых изделий проводится не методом создания привлекательных условий при легализации бизнеса, а  путем увеличения расходной составляющей бизнеса и увеличением административной нагрузки на соблюдение всех процедур. Для  потребителей вырастет цена конечного изделия. Такой метод больше стимулирует выработку предпринимателями теневых схем, чем легализации бизнеса. Выгода очевидна только для крупных предприятий, которым рынок будет расчищен от микробизнеса.    Кроме того,  не в пользу легализации будут работать штрафные санкции, даже если взять минимальные значения штрафов по  КоАП ст. 15.12 на ЮЛ от 50 до 100 тысяч рублей, на ИП от 5 до 10 тыс. рублей. Хочу обратить внимание,  что штрафы идут с конфискацией изделий. И что, немаловажно при конфискации изделий на сумму  более 2,5 миллионов рублей  возбуждается уголовное дело.

 

КИЗы, по задумке правительства, создадут единую систему с уже существующими системами, контроля. Продать немаркированный КИЗами товар будет  невозможно. Это конечно существенный аргумент со стороны власти. Во всех серых схемах оборота продукции, есть этапы на которых, происходит частичная фиксация оборачиваемых товаров и услуг. Поэтому полная блокировка оборота даже теневой продукции хуже, чем её частичное обращение, не в плане морально правового аспекта, а в плане доходов бюджета.

 

Меры по борьбе с теневым оборотом, должны обязательно сочетаться с облегчением фискального и  административного бремени легальному бизнесу. Без, так называемого «пряника», ничего не выйдет. Государство более 20 лет, непрерывно увеличивает штрафы и административную нагрузку. Это давление стало основной причиной разрастания теневой экономики.  Продолжать теми же методами, пытаясь добиться большей легализации не логично. Результатом этого документа вряд ли будет задуманный, подъем  промышленности и легализации оборота промышленных товаров. Так нужно ли учитывать всё и такими методами. Усложнение системы, приведет к увеличению затрат системы и не будет ни пополнения бюджета ни облегчения ведения предпринимательской деятельности. Зарегулированность предпринимательства в стране превышает все пределы и стала тормозом его развития. На сегодняшний день необходимо,  не допустить, чтобы мотивация занятия предпринимательством не стала меньше чем высота административных барьеров.

Понравилась страница? Пожалуйста поделитесь ею!

Все статьи

2016 г. © Мрвалевич Павле Павлович.
Копирование информации возможно только с указанием ссылки на сайт