<
21 ноября 2017
Применение законов философии к различным социальным явлениям позволяет глубже понимать механизмы развития социальных явлений. Рассмотрим для понимания влияние одного* закона. Закона перехода количества в качество, на примерах социальных явлений.
Особенность - закона перехода количества в качество в том, что сам переход зависит не только от количественных факторов, но и от их пространственной конфигурации. Например, если мы берем автомобиль и представляем его как, определенное количество деталей, которые в собранном виде создают новое качество. Это качество - возможность движения. Но, то же количество деталей, если они в пространстве, собраны иначе, уже не создает свойства движения.
Значит, не простое количество в обыденном понимании меняет качество, но и зависимость, его от пространственного положения (структуры).
Так, например, явление «гордыня», при изменении в пространстве вектора от эгоцентричного на противоположный изменяется на «гордость» т.е. по сути меняет качество. Гордыня явление связанное, с гипертрофированным преувеличением собственной значимости, собственного «Я», в любой социальной ситуации. Гордость же напротив, имеет противоположный вектор направленный наружу, на группу людей, общностей или явлений. Например: я горжусь нашими достижениями в космосе, балете, науке, спорте, горжусь нашей местностью, рыбалкой, зорями, и т.д. Отсюда, гордость - это состояние психики человека, определяющее его поведение по отношению к вопросам культуры быта и достижений своего народа, друзей, родственников, знакомых. Характеризуется стремлением быть достойным и сопричастным, к событию, вызывающему причину гордости субъекта. В то же время, изменяя количественные характеристики мы можем получить и явления, с другими социальными оттенками: «зазнайство» и «хвастовство». Изменяя количество причастных к социальному явлению личностей изменяем и суть явления, и другие характеристики масштаба явлений. Социальные явления: гордость, гордыня, зазнайство, хвастовство, высокомерие, кичливость, всё это производные полученные при изменения количественных характеристик в общественном пространстве. Например: зазнайство вариант проявления гордыни с комическим уклоном. Здесь масштаб личности зазнайки комичен по сравнению, с масштабами события на котором социальное явление происходит. Хвастовство – проявление гордыни в малозначительных событиях (малого масштаба). Кичливость- это синоним слову высокомерие. Происхождение кичливости от слова Кичка — старинный высокий женский головной убор. Кичка — возвышенное место на носу судна. Отсюда, понятно что, кичливость и высокомерие, внешняя (видимая) форма гордыни. Визуально определяемая, намеренно приподнятым носом или горделивым положением головы. Количественные характеристики вышеперечисленных явлений, в социальном пространстве определяют вектор (направление), а значить количественные характеристики могут находиться в области отрицательных значений. Учет пространственной структуры при анализе социальных явлений должен предусматривать трехмерность пространства и временной фактор. Временной фактор должен соответствовать протяженности во времени социальных явлений. В данном случае время удобный количественно измеряемый фактор.
При оценке социальных явлений невозможно обойтись без понятий «хорошо» или «плохо». Это, кстати в традициях** Русского народа. Задать себе вопрос, перед принятием любого решения: это хорошо или плохо?
Добро и зло так же имеют количественную природу. Добро - мера оценки положительности явлений, людей и факторов. Соответственно, зло-мера оценки отрицательности того же. В этом случае, количественно можно определить положительность или отрицательность явлений. Оценка может быть просто плюс, или минус. Или с применением цифрового ряда с областью отрицательных чисел для более точной оценки. Как это более точной? Например фраза: 1) Человек зарекомендовавший себя исключительно (только) с положительной стороны. 2) Зарекомендовавший себя с положительной стороны. 3) Зарекомендовавший себя в основном с положительной стороны. Как видно, все оценки положительные, но и в тоже время разные. Аналогично можно сделать это и для оценки «зла».
Рассмотрим роль количественных факторов в таких социальных явлениях как: мудрость, ум и хитрость.
Ум - способность личности принимать обоснованные решения, максимально адекватные жизненной ситуации.
Мудрость - социально значимое проявление ума.
Хитрость - своекорыстное проявление ума.
И в этом случае количественные характеристики определяют качество. Например: если всем (многим), то это - мудрость. Если только себе –хитрость. Интеллект в данном случае не рассматриваем т.к. он есть производительность разума, и сам является характеристикой. Интеллект, так же, количественно измеряем.
Другой пример социальных явлений.
Жадность, Скупость, Экономность, Рачительность.
В этом примере также оценка добра и зла, определяется тем, кто выгодоприобретатель от социального явления отдельная личность или общество. Этот же анализ можно применить к Целеустремленности, Упорству, Рассеяности и Безучастности. Более сложные в количественной оценке такие явления как «Горе», «беда», «печаль». Определение: горе- сильно угнетенное состояние психики человека, вызванное безвозвратной потерей близких людей или другими безвозвратными потерями. Беда – угнетенное состояние психики человека вызванное материальными или другими потерями. Печаль- состояние психики человека вызванное каким, либо сожалением или чувством жалости к событию в собственной жизни или жизни другого человека. Количественная оценка в этом примере затруднена так как присутствует значительный эмоциональный окрас. Эмоция - это очень плотно сжатая информация которую легче, быстрее и проще показать (проявить), чем логически объяснить её возникновение. Эмоция, как и чувства, это мгновенно передаваемые огромные объемы информации.
В следующем примере оттенки качества социального явления будут касаться не свойств отдельных личностей, а их объединений. Изменение количества личностей на которые проецируется характеристика социального явления приводит к изменению масштаба от отдельной личности, к объединению личностей в семью, род, племя, государство. Многие даже крупные по численности народы не смогли создать своё государство, многие не смогли уберечь его. На мой взгляд основная причина этого неспособность отдельных личностей, жертвовать чем-то личным во имя общественного блага. От изменения количественных характеристик социального явления вдоль этого вектора от личности к государству и будет определятся качество создаваемого общественного объединения или отсутствие возможности его построения.
Государство - цивилизационная ценность для создавшего его народа. А многонациональное государство, в котором веками живут и развиваются многие народы, обогащая и дополняя друг друга- цивилизационная ценность высшего порядка. Мы в России сумели создать такое государство и удержать его в течении тысячи лет. Это говорит о высокой социальной культуре и традициях государствообразующего этноса.
При умении точно выбрать характеристику(ки) социального явления, влияющих на качественные изменения явления, можно соответствующим математическим аппаратом создавать математические модели как, личностей так и их объединений. Развитие компьютерной техники и программирования позволяет уже сейчас создавать программные продукты, способные, достаточно точно прогнозировать социальные явления.
*- на практике необходимо с целью уменьшения погрешности применять комплекс законов развития общества.
**- западный подход больше ориентирован на выгодно –не выгодно.
Понравилась страница? Пожалуйста поделитесь ею!
Все статьи