Загрузка страницы...

Мрвалевич

Павле Павлович

Сопредседатель, Ставропольского краевого отделения общероссийской общественной организации "Опора России". Член общественной палаты Ставропольского края. Член общественного совета Северо-Кавказского федерального округа.

26 октября 2016

Экономическая и социально политическая ситуация в сельских районах Ставропольского края на октябрь 2016

Отток сельского населения в города имеет устойчивую экономическую тенденцию и значительную  мотивацию на ментальном уровне «остался в селе – значит неудачник». Особенно это характерно для молодежи. Тенденции обезлюживания сел, усиливаются тем что, приходящие в часть населенных пунктов агрохолдинги стараются иметь официально не более 100 работников  с целью получения льгот, как малый и средний бизнес. Используют новую  производительную технику, значительно сокращающую число работников. Ранее среднее число членов колхоза в крае было 500 человек и более.

 

Технологи предлагаемые крупными агрохолдингами несмотря на свою прогрессивность в большинстве случаев образуют «лишних» людей которых на селе не возможно трудоустроить, а экономические цели агрохолдингов социальные вопросы рассматривают исключительно как расходную часть или маркетинговые ходы с целью решения своих экономических вопросов.

 

Кроме того для большего давления, используется привозная рабочая сила из другтх регионов России. Цель такого кадрового маневра, изъятие земельных паев у крестьян. Им прямо заявляется, что хочешь продолжать работу на предприятии продай пай  предприятию. В настоящее время в связи со значительным обнищанием сельского населения паевые деньги это ресурс выживания сельского населения. Необходимо с целью недопущения взрывов социального недовольства пресечь любые махинации с паями крестьян. Проект краевого  закона КЗ -36  еще более усиливает возможности  крупным арендаторам паевых земель платить по паям минимальные деньги. Такую возможность предоставляет проект КЗ-36 ограничивая возможность крестьян на переход к другому арендатору паевой земли. Проект предусматривает минимальный размер выделяемого участка 2500Га. При среднем краевом пае в 5 га необходимо набрать 500 человек желающих выделится. Это делает выделение нереальным, потому проект закона в народе назван новым крепостным правом.

 

Что делать: Необходим примерных по районный расчет паевых платежей который будет составлении минэком и минсельхозом  и не допустить принятия проекта КЗ-36 без существенных изменений.

 

Другими, негативными процессами идущими в сельских населенных пунктах края являются:

- Действие 171 ФЗ о розничной продаже алкоголя. За 4 года в крае цена лицензии на розничную продажу алкоголя выросла с 2000 руб до 65 000 руб. (32 раза). Цена лицензии не зависит от  объема реализации алкогольной продукции. Сельский магазинчик  и хуторской, приравнен к ночному клубу Ставрополя или сети например Магнит получившему на 253 магазина одну лицензию т.к одно юридическое лицо.  На сегодняшний день в крае 882 лицензии на реализацию алкогольной продукции в розницу. Это ошибка федерального законодателя приводит к тому, что начался возврат лицензий на розничную продажу алкоголя сельскими магазинами.  Введение ЕГАИС сильный затратный фактор для сельской торговли. Стоимость организации одного рабочего места около 250 тыс. рублей. Требования по системе ЕГАИС усилило процесс возврата лицензий. Это тревожный сигнал т.к, в структуре прибыли малых торговых предприятий алкоголь и сигареты дают до 37% прибыли кроме того, наличие в магазине этой категории лицензионных товаров дает прибыль от покупки сопутствующих товаров, что  для малых торговых точек существенно. Снижение прибыли сельских предприятий  торговли приведет к  уменьшению экономически активного населения на селе предотвращающего отток остального  населения. Этот процесс также стимулирует уход в тень предприятий Т.к лицензии на алкоголь и сигареты являлись фактором легализации бизнеса. Сейчас в связи с процессом возврата лицензий процент теневого бизнеса значительно возрастет. Принимаемые регионами меры по борьбе с микро теневым бизнесом не эффективны т.к в своей основе это система выживания населения в этих экономических условиях. Административные меры в сравнении с инстинктом выживания лежащем в основе этого процесса неспособны в принципе решить проблему. В настоящее время в крае в половине малых населенных пунктов каждого  района края  нет легальной продажи алкоголя. Идет процесс замещения на контрафактную продукцию. В связи с чем, уже возросло число случаев отравления алкоголем с летальным исходом.

 

Уменьшения числа школ закрытие так называемых малокомплектных школ. Постоянное снижение качества образования также фактор увеличения оттока сельского населения.

- объединение  сельских районов в городские округи приведет к  выпаданию сел из ФЦП (федеральных целевых программ) для сел.

Отсутствие социальных лифтов на селе.

-Уменьшение числа ФАП  (фельдшерско-акушерских пунктов) и снижение качества медицинского обслуживания населения.

 

-Уменьшения числа аптек, снижение количества препаратов в сельских аптеках. Соотношение цены с городскими аптеками не в пользу сельских. Городские аптеки плодятся за счет прибылей от бесконтрольной продажи наркотических и психотропных средств. В селе за счет низкой покупательной способности, аптеки не рентабельные.

-Уход сбербанков из сел затрудняет получение наличных по зарплатным проектам. Кредитование сельского населения практически приостановлено. В то же время  кратно и агрессивно возросли меры по взысканию просроченной банковской задолженности.

Максимально снижена мотивация занятия малыми формами сельскохозяйственного производства и ведению подсобного хозяйства. Крупные агрохолдинги  официально не рекомендуют иметь подсобное хозяйство своим работникам. Т.е идет процесс вырождения и искоренения подсобных хозяйств, это меняет уклад жизни на селе и усиливает все негативные тенденции.

 

Это видно по числу сельскохозяйственных рынков в крае за 10 лет их число уменьшилось более чем в три раза. Если в 2014 году их осталось 16 то в 2016 году  край имеет всего 10 сельскохозяйственных рынков. В связи с тактикой крупного торгового ритейла, например сети «Магнит»  на сайте в стратегии сети  поставлена задача войти во все населенные пункты  с население более 5000 человек. Это полностью уничтожит малые товаропроводящие сети   являющиеся основой инфраструктуры малого сельскохозяйственного производства.

 

Процессы передела земель приобрели криминальный характер, 20% земель сельхозназначения в крае не стоят на кадастровом учете. Постановление ПСК 112-п об аренде земель подняло оплату арендуемых земель до 127 раз (автосервис Арзгирский район) с 10040 рублей в год до 1 мил 300 тысяч. Ставки аренды земли не являются экономически обоснованными как того требует ст 37.9 Земельного кодекса и ст. 3 п.3 НК РФ. Размер ставок устанавливается произвольно из потребностей бюджета. Пример: Опубликованный официальный отчет об оценке земель на сайте минимущества для  ознакомления с ним собственников земель и ОКС (объектов капитального строительства), поле утверждения постановления об утверждении результатов кадастровой оценки более чем 20% объектов оценки, изменили свою стоимость в большую сторону в среднем на 40%.

 

Выводы: в сегодняшние условия характеризуются  сложением перечисленных негативных факторов во времени. Это  может привести  в резкому качественному скачку в оттоке сельского населения и создании негативной социально политической ситуации на селе.. Расслоения сельского населения по уровню жизни гигантское, тарифы для села неподъемные.

Фермерские хозяйства не могут конкурировать с холдингами в вопросах своих основных затрат,  а это закупка удобрений, топлива, средств защиты растений, и семян. Необходимо решать эту проблему в рамках консолидированного заказа вышеперечисленных материалов через кооперативные организации фермеров.

 

Национальный фактор обострился в связи со значительным ростом миграции населения из соседних республик. Этот процесс еще более обострил борьбу за землю участились самозахваты земель рейдерство.  Всё это проходит по найхудшему варианту развития событий с усилением криминализации и обнищании сельского населения. Как результат процесс автномизации села и выпадение 40% населения края из экономики края.

 

Понравилась страница? Пожалуйста поделитесь ею!

Все статьи

2016 г. © Мрвалевич Павле Павлович.
Копирование информации возможно только с указанием ссылки на сайт