Загрузка страницы...

Мрвалевич

Павле Павлович

Сопредседатель, Ставропольского краевого отделения общероссийской общественной организации "Опора России". Член общественной палаты Ставропольского края. Член общественного совета Северо-Кавказского федерального округа.

30 мая 2016

Что больше  налоговые или  обязательные не налоговые затраты малого бизнеса?

В рамках министерств и ведомств каждое выполняет свои функции госрегулирования, но результата нет. Бизнесу всё хуже и хуже. Так как нет государственной политики в достижении цели. Поясню, что под государственной политикой имеется в виду. Фокусировка и координация действий министерств и ведомств на решение поставленной задачи. Одна из задач состоит в развитии МСП. Она отражена в документах стратегического планирования и долгосрочного развития Ставропольского края. Но каждое министерство и ведомство самостоятельно действует на основе положения о ведомстве и законодательных актах. В итоге цель госрегулирования сферы МСП становится не развитие сферы, а контроль ради контроля в лучшем случае. А как показывает практика, это форма получения дополнительных средств от бизнеса в бюджет за счет штрафов. Ну и о коррупционной составляющей естественно забывать нельзя.

 

От такого метода госрегулирования   получаем противоположный результат поставленной задаче. В чем он выражается. Пытаясь показать свою работу контрольно–надзорные органы, создают дополнительные требования и формы контроля и надзора за предприятиями. В результате имеем перечень обязательных требований к предприятию со стороны многочисленных контрольных органов. Приведу пример только в сфере трудовых отношений Всеволод Вулколов   руководитель Роструда заявил: «Мы впервые провели инвентаризацию всех нормативно-правовых актов Роструда. Были проанализированы порядка 75 тысяч документов, из которых более 1000 нормативно-правовых актов содержат обязательные требования в сфере трудовых отношений», не меньше таких требований у Роспотребнадзора и у других контрольно надзорных органов.  Часть этих требований не требует дополнительных расходов от предприятия, а часть документов прямо требует иметь необходимые свидетельства сертификаты, средства сигнализации,  связь, средства пожаротушения, средства видео наблюдения и лабораторные анализы продукции,  стоков и выбросов и т.п.д..

 

В 2015 году министр экономического развития Улюкаев, заявил, что возможная экономия бизнеса от моратория на новые неналоговые платежи составит 1,8 триллиона рублей. Представьте себе экономию если составить реестр всех этих бесполезных для общества расходов предприятий и провести их отмену. Сегодня, несмотря на поручение президента, сегодня не налоговая нагрузка растет.

 

Речь идет об оформлении  выдаче сертификатов, свидетельств, справок, для всех отраслей. Рынок  полон предложений о быстром их  предоставлении, от нескольких дней до   одного часа.

 

По данным Росаккредитации, минимум 30 процентов всех заявленных в России "центров подтверждения соответствия" и "испытательных лабораторий" не имеют необходимой технической базы для выполнения исследований.  Между тем предприятия покупают горы "пустых" сертификатов, на эту профанацию уходят миллиарды рублей.

 

Затраты, российских предприятий, в разы превосходят таких же  предприятий в других странах. Это одна из причин плохого инвест климата В 2015-2016 годах введено  около 20 новых обязательных сборов связанных с необходимостью подтверждения безопасности продукции.

 

Контрольно-надзорные органы  проверяют соблюдение "обязательных требований", удостоверенное такой бумажкой. В стоимости товаров для потребителя до 15 процентов составляют затраты сертификационным структурам и контрольным надзорным органам. В год по пищевым продуктам эти расходы составляет от 700 миллиардов до 2,5 триллиона рублей.

 

Такие фирмы, зарабатывающие на проблемах предпринимателей не на объективных, а искусственно созданных госорганами и реализованными через принятие нормативных актов принято называть паразитарным бизнесом.

 

Затраты на паразитарный бизнес — это в основном и есть та административная рента.

 

По оценкам ОПОРЫ России, 30% предприятий в стране ничего не производят. Это консультационные фирмы, референтные центры, центры подтверждения соответствия, ГБУ, МУПы - продавцы бумажек, зарабатывающих на административной ренте.

Постараюсь очень кратко привести примеры обязательных нефинансовых затрат предприятий.

 

  1. Плата за коммерческую трансляцию телесигнала. (например телевизор в кафе или ресторане)
  2. Паспорт энергосбережения
  3. Паспорт безопасности объекта.
  4. Арендные платежи (помещение, оборудование)
  5. Оплата за использование авторских и смежных прав.
  6. Услуги связи и Интернет
  7. Утилизация ТБО (вывоз мусора)
  8. Противопожарная охрана и пож. сигнализация
  9. Вневедомственная охрана (тревожная кнопка и т.д.)
  10. Питание сотрудников с вредными условиями
  11. Экологический паспорт
  12. Экология платежи за выбросы
  13. Лицензионные сборы
  14. Приобретение  лицензионного программного обеспечения (MS Windows, MS Office, 1С Бухгалтерия и т.д.)
  15. Обслуживание программного обеспечения
  16. Специальная оценка условий труда
  17. Обучение пожарной безопасности и декларация пож. рисков
  18. Уборка помещений и хозяйственные расходы.
  19. Сдача отчетности (бухгалтерской, финансовой и т.д.) по каналам защищ. связи через опрераторов удостоверительных центров.
  20. Реклама оплата за рекламное место сбор муниципальный, или аренда земли под рекламную конструкцию.
  21. Обслуживание ККТ и оплата голограмм соответствия
  22. Сертификация продукции.
  23. Обязательное страхование  строительной  и тяж.техники
  24. Покупка, замена, зарядка первичных средств пожаротушения.
  25. Сертификация производства.
  26. Спецодежда
  27. Спецпитание при вредных условиях труда
  28. регистрация товарного знака и другие патентные услуги
  29. Оплата содержания домена сайта (например обязателен для мед услуг и многих других.)
  30. Взносы в СРО (саморегулируемые организации)
  31. Обязательная экспертиза опасных объектов
  32. Оплата обязательных медосмотров персонала
  33. Оплата за смывы
  34. Оплата анализов сточных вод.
  35. Ежегодный пуск газа
  36. Сертификация продукции по ХАССП и ISO и другие
  37. Лабораторные анализы и (или) испытания продукции
  38. Тех. осмотр   транспорта ГИБДД
  39. Оплата программ правовой информации "Гарант" Консультант"
  40. Утилизационные сборы.
  41. Видео наблюдение добровольно-обязательное
  42. Документы  учета и движения например медицинские книжки журналы учета, медосмотров и передачи отходов и.тд.  Различных журналов учета которые необходимо вести более нескольких сотен.
  43. ГЛОНАС и тахографы.
  44. Сборы в системе «Платон» и  ещё более 50 нетарифных сборов.

 

Все перечисленное в таблице разумеется, требуется не для каждого вида экономической деятельности, и не применяется одномоментно, всё сразу, но при рассмотрении положения экономики в целом такой подход уместен при понимании количества нефинансовых затрат бизнеса и правильной оценки экономического состояния объектов предпринимательства. Надо отметить, что ни одно министерство правительства, не имеет такой обобщенной информации. Тем не менее, управленческие решения по регулированию среды малого и среднего предпринимательства принимаются ежедневно.

 

Они увеличивают себестоимость продукта или услуги.

 

Ведь все непроизводственные затраты включаются в цену продуктов и товаров.

 

Теперь, что бы было понятно, откуда берутся все эти бесконечные требования к бизнесу, стоит привести перечень контрольно надзорных органов. Один перечень их производит уже сильное психологическое воздействие на предпринимателя.

 

Перечень контрольно-надзорных органов, полномочных налагать административные наказания.

 

  • Федеральная служба Судебных приставов
  • Суды общей юрисдикции
  • Арбитражные суды
  • Прокуратура
  • МВД
  • Таможенная служба
  • Различные Федеральные службы и агентства, осуществляющие в соответствии с ФЗ и иными НПА надзор и контроль за соблюдением законодательства.

 

Названия контролирующих органов

 

  • Управление государственного пожарного надзора главного управления МЧС России
  • Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России
  • Управление надзорной деятельности ГУ МЧС России, Главное управление МЧС России, ГУ МЧС России
  • Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
  • Отделение государственного пожарного надзора
  • Министерства чрезвычайных ситуаций
  • Управление Роспотребнадзора
  • Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  • Комитет по торговле и защите прав потребителей
  • Министерство/департамент, комитет сельского хозяйства (по сельскому хозяйству)
  • ТУ Федерального агентства по рыболовству, ТУ Росрыболовства
  • Комитет охотничьего хозяйства и рыболовства
  • Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства
  • Управление Россельхознадзора,
  • ТУ Россельхознадзора
  • Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
  • Управление/комитет/департамент ветеринарии, Служба по ветеринарному надзору
  • Ветеринарная служба, станция, инспекция, Ветеринарной инспекции, Ветеринарное управление
  • Госветуправление
  • Управление госветслужбы, ветслужба
  • Управление Ростехнадзора
  • Управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (Ростехнадзора)
  • Федеральная служба (ТУ) по экологическому, технологическому и атомному надзору
  • Федеральная служба (ТУ) по экологическому, техническому и атомному надзору
  • Комитет/управление/министерство/департамент транспорта
  • Министерство по развитию транспорта
  • Управление (ТУ) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
  • Ространснадзор
  • Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности
  • Департамент дорожного хозяйства и транспорта
  • Управление автомобильных  дорог (-общего пользования) и транспорта, управление дорог и транспорта
  • Управление государственного автодорожного надзора, Управление Госавтонадзора
  • Управление государственного железнодорожного надзора
  • Управление государственного морского и речного надзора, речного надзора
  • Министерство/департамент/комитет экономического развития
  • Министерство/департамент/комитет экономики (и торговли)
  • Департамент/министерство торговли и услуг
  • Департамент/комитет промышленности, торговли и предпринимательства
  • Управление Росреестра
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
  • Федеральное агентство/министерство/комитет по управлению государственным имуществом
  • Росимущество/ТУ Росимущество
  • комитет/департамент по управлению имуществом
  • Управление имущественных и земельных отношений, муниципального имущества
  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности
  • Государственная инспекция, по контролю за использованием объектов недвижимости
  • Министерство/департамент/комитет природных ресурсов и экологии (благоустройства/государственного экологического контроля)
  • Комитет/департамент природопользования и охраны окружающей среды
  • Департамент/комитет/ экологии и природопользования
  • Министерство природопользования
  • Комитет/департамент/управление по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
  • Министерство охраны природы
  • Управление/департамент Росприроднадзора
  • Департамент Федеральной службы в сфере природопользования
  • Департамент/управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
  • Министерство/комитет/управление/департамент лесного хозяйства (по лесному хозяйству) (..охраны окружающей среды и природопользования)
  • Управление лесами
  • Департамент/управление по недропользованию
  • Водное управление,
  • Управление охраны окружающей среды и водных ресурсов
  • Федеральная служба/ТУ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
  • Управление/департамент/комитет Росгидромет
  • Министерство труда(ТУ)/комитет/департамент (-занятости и социальной защиты, и социального развития, и миграционной политики)
  • Министерство(ТУ)/департамент/комитет социальной защиты
  • Федеральная служба (ТУ) по труду и занятости
  • Управление государственной службы занятости
  • Государственная инспекция труда, Инспекция труда
  • Государственная трудовая инспекция
  • МВД России, РФ
  • Отдел/управление/ Министерство внутренних дел
  • ГИБДД, Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения
  • Госавтоинспекция
  • Администрация  города, округа, района, сельсовета, муниципального образования, сельского поселения
  • Органы местного самоуправления
  • Органы/отдел муниципального контроля
  • Министерство/департамент здравоохранения
  • Департамент/комитет по здравоохранению
  • (ТУ) Министерство социального развития
  • Федеральное медико-биологическое  агентство
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
  • Управление Росздравнадзора
  • Управление по контролю качества медицинской помощи
  • Управление по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности
  • Министерство/департамент/управление образования (образования и науки)
  • Федеральная служба(управление по контролю) и по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
  • Комитет по образованию
  • Служба по контролю в области образования
  • Комитет/департамент общего и профессионального образования
  • Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодежь)
  • Управление миграционной службы, отдел миграционного (иммиграционного) контроля
  • Федерального агентства (ТУ) по техническому регулированию и метрологии
  • Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора, Служба строительного надзора и жилищного контроля
  • Управление государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда
  • Государственная жилищная инспекции (ТУ)
  • Департамент/инспекция жилищного надзора
  • Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства
  • Управление градостроительства
  • Отдел государственного контроля и надзора в области долевого строительства
  • Комитет по строительству
  • Управление (ТУ) Министерства юстиции, Министерство юстиции
  • Управление Минюста
  • Федеральная служба (ТУ) исполнения наказаний
  • управление/инспекция/служба Гостехнадзора
  • Государственный надзор за техническим состоянием самоходных и других видов техники
  • Управление государственного технического надзора
  • Инспекция по надзору за техническим состоянием машин
  • Федеральная (региональная) служба/управление по тарифам (ФСТ)
  • Департамент/комитент цен и тарифов/тарифного регулирования
  • Министерство конкурентной политики и тарифов
  • Министерство (-а) связи и массовых коммуникаций
  • Министерство промышленной политики, связи и инновационных технологий
  • Федеральная служба (ТУ) по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
  • Роскомнадзор, Управление Роскомнадзора
  • Министерство/комитет/департамент культуры
  • Управление министерства культуры, Управление Минкультуры
  • Департамент по охране и использованию культурного наследия, Инспекция по охране объектов культурного наследия
  • Федеральное архивное агентство, комитет/управление по делам архивов, архивная служба (ТУ), архивный отдел
  • (ТУ) Федеральная (-ой) служба (-ы) по регулированию алкогольного рынка
  • Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя
  • Управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
  • ТУ Росалкогольрегулирования
  • Управление Федеральной службы (-РФ) по контролю (-по борьбе) за (с) оборотом наркотиков
  • Управление/департамент ФСКН, УФСКН
  • Министерство/департамент, финансовый отдел
  • Федеральная служба (ТУ) финансово-бюджетного надзора
  • Федеральная налоговая служба (ФНС), УФНС, Инспекция ФНС
  • Федеральное казначейство, ТУ Федерального казначейства
  • (ТУ) Федеральная  антимонопольная  служба  (ФАС)
  • Административно-техническая (-ого, -ой) инспекция (надзора)
  • Федеральная служба безопасности, ТУ Федеральной службы безопасности,
  • ФСБ, Управление ФСБ
  • Федеральная таможенная служба (ФТС)
  • Таможенное управление, таможня
  • Отдел таможенного контроля ФТС
  • Федеральное космическое агентство
  • Федеральное агентство/департамент/комитет по туризму
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю(ФСТЭК)

 

Вот какой список получается контролеров и каждое контрольное мероприятие, (их у каждого ведомства предостаточно) требует предоставить документы (сертификаты свидетельства, страховки, журналы учета и.т.д.), оборудование, средства, и многое другое, что ложится финансовым бременем на предприятие. Всё ли это так необходимо и обосновано. Чувству прекрасного и совершенствованию нет предела. Но начните ремонт в своей квартире и поймете, чем ограничены пределы, прекрасного. Конечно, когда банкет не за ваш счет, то нет необходимости учитывать финансовую сторону вопроса. Вот только однажды банкеты станут реже и могут, прекратится совсем.

 

Цель данной статьи аргументировано заявить о переизбытке административной не налоговой нагрузки на предпринимательство. Особенно в сфере производства, строительства и перерабатывающей отрасли. Анализ показывает, что в отдельные периоды функционирования предприятий связанные с началом деятельности, переходом на новое оборудование и технологии, а также выпуска новой продукции. Затраты могут составлять значительно больше совокупной налоговой нагрузки и оплаты в социальные фонды. Следовательно, переизбыток административной нагрузки на бизнес, есть часть системной проблемы   препятствующей развитию экономики малого и среднего предпринимательства, в особенности производственного сектора. Необходимо создать реестр, всей не налоговой нагрузки по основным отраслям экономической деятельности (например: строительство производство, транспорт, услуги, торговля и с/х) и провести ликвидацию неэффективных и необоснованных регулирующих мероприятий.

Понравилась страница? Пожалуйста поделитесь ею!

Все статьи

2016 г. © Мрвалевич Павле Павлович.
Копирование информации возможно только с указанием ссылки на сайт