Теневая экономика порождает ряд последствий, негативно сказывающихся на экономике края:
Сокращается налоговая база и растет налоговая нагрузка на легальный сектор экономики.
Снижается конкурентоспособность легального сектора экономики. Этот процесс цикличен и стимулирует и другие экономические виды деятельности к уходу в тень.
Усиливается финансовое обеспечение коррупции, что ведет к росту ее масштабов.
Неконтролируемые крупные финансовые ресурсы позволяют влиять на государственную региональную политику. Это также способствует росту коррупции.
Происходит сильное имущественное расслоение и рост конфронтации в обществе.
Осуществляется неконтролируемая торговля низкокачественными товарами и товарами, опасными для потребителя.
Отсутствие статистической информации в оценке объемов теневой экономики приводит к ошибкам в определении экономических и социальных показателей развития края. Затрудняет выработку верных управленческих решений на различных уровнях.
Перечень основных секторов в которых ведется теневая деятельность в Ставропольском крае.
- зерновой рынок
- алкогольный рынок
- меховой рынок
- услуги по малоэтажному строительству
- отделочные и ремонтные работы
- рынок цветов
- рынок косметики
- риэлтерские услуги
- розничная торговля
- пассажирские перевозки
- грузовые перевозки до 12 тонн.
- работа с ТБО (твердые бытовые отходы)
- услуги няни и сиделок
- персональные образовательные услуги.
- аренда жилья
- торговля биологически активными добавками
- ремонт автомобилей и «гаражная» экономика
- оказание бытовых услуг населению
- обмен валюты и игра на фондовом рынке, микрофинансовые услуги.
- личные подсобные хозяйства соизмеримые с сельскохозяйственным производством.
- рынок санаторных путевок, в санаториях КМВ.
К сожалению, из-за отсутствия информации о объеме финансов и трудовых ресурсах, в данных сферах, не представляется возможным разместить их по рейтингу.
Причины, способствующие росту теневой экономики в СК
- Увеличение фискальной нагрузки на бизнес.
- Усложнение процедуры отчетности и увеличение расходов по отчетности. Отчетность с использованием фирм посредников по электронным каналам и приобретение электронных ключей.
- Кратное увеличение сумм штрафов за нарушение законодательства во всех сферах.
- Кратное увеличение сумм лицензий (например за алкоголь в 32,5 раз, с 2000 рублей до 65000 рублей за 4 года). Усложнение процедуры получения лицензий.
- Кратное увеличение сумм обязательного страхования объектов и техники. (например автомобильный кран в 100 раз)
- Административная нагрузка на бизнес особенно в разделе D (производство) ОКВЭД просто запредельная. Новые обязательные требования по оснащению сигнализацией (тревожной, пожарной и т.д.), видеорегистраторами, тахографами, ГЛОНАС видеонаблюдение и т.д. бизнес объектов. Требования к персоналу (обучение, аттестации рабочих мест, медосмотры, спецодежда, специнструмент и т.д.) Требования к ведению документации (различные журналы отчеты, справки, паспорта экологии, паспорта безопасности, декларация пожбезопасности, сертификаты безопасности производства и соответствию его ГОСТ и т.д.)
- Развитие крупных торговых сетей. При этом органами местного самоуправления практически не используются регулирующие возможности «закона о торговле» (федеральный закон от 28.12.2009 г. №381-ФЗ),
- Ужесточение оборота алкогольной продукции и введение ЕГАИС.
- Удорожание ККТ (контрольно-кассовой техники, введение с февраля 2017г. онлайн касс)
- Проверок контролирующих и надзорных органов стало немного меньше, но они стали жестче. Сместился акцент с плановых на внеплановые 87% всех проверок стало неплановыми.
- Администрации МО по сути препятствуют бизнесу в получении недвижимости для бизнеса и земли. Существующие навязываемые властью схемы приобретения бизнес недвижимости и земли, являются самыми затратными. (отсюда, бизнес в гаражах и частных домовладениях, киосках.)
- Существующее федеральное и региональное законодательство, и вновь принимаемое, направлено на ужесточение легального бизнеса, не предусматривает мер по борьбы с теневым бизнесом.
- Возможности для доступной регистрации отсутствовала много лет и только сейчас опробуют регистрацию через МФЦ. Наличие одного регистрирующего органа в крае (11 ИФНС г. Ставрополь). Программа подготовки документов регистрации ИП существует но население об этом плохо осведомлено.
- Непрерывный рост тарифов на энергоносители в течении десятилетий, и существенная разница тарифов для населения и для бизнеса.
- Трудность в получении разрешительной документации.
Индикаторы процесса
- Уход бизнеса в другие регионы. (Регистрируются в соседних регионах или в Москве, а работают здесь.)
- Устраненность правоохранительных органов по борьбе с теневой экономикой. (Проверяют легальный бизнес, а не борются с теневым).
- Отсутствие у государственных органов общей картины фискальной нагрузки на легальный бизнес по отраслям (с\х, торговля, строительство, производство, услуги). Ни один государственный орган этим, серьезно не занимается.
- Отсутствие общей картины основных направлений теневого бизнеса и его объемов у государственных структур.
- Отсутствие законодательного поля по борьбе с теневой экономикой соответствующего её масштабам.(40-45% теневая экономика по объемам)
- Число граждан работоспособного возраста не зарегистрированных как ИП, не имеющих трудового договора, и не стоящих на учете в центрах занятости от общего числа работоспособного населения СК. (В России из 87 млн. трудоспособного населения 49 млн. официально трудится остальные 38 млн. нигде не числятся). Нет учета этого кадрового резерва теневой экономики. Даже если учесть, что эти люди получают по минимальному размеру оплаты труда 7500 руб. х38000000=285000000000 это 285 миллиарда рублей в месяц финансовый резерв теневой экономики в самом минимальном исчислении- сравнимо с затратами на олимпиаду в г. Сочи. В год, это составляет 3 триллиона 420 миллиардов рублей. В Ставропольском крае 1565,8 тысяч человек трудоспособного возраста 38,2% из их числа не формально занятые. Это 598,14 тысяч человек. (Данные территориального управления статистики по СК)
- Работа органов статистики по МСП не может дать органам власти информацию необходимую для принятия управленческих решений.
- Низкий уровень инвестирования в крае, даже внутреннее инвестирование местного краевого бизнеса незначительное.
- Экономическая деятельность населения это форма выживания населения в существующих экономических условиях и поэтому никак не регулируется.
Необходимые меры
- Экспертиза принимаемых и существующих законодательных актов на предмет стимулирования теневой экономики.
- Изменение в структуре экономики края опора на массовые малые проекты модульных малых цехов переработки и обработки. Добавленная стоимость должна остаться в крае. Кроме пользы такого подхода в борьбе с тенью имеется масса других положительных эффектов: Эти проекты имеют четкие бизнес планы (что устраняет коррупционную составляющую как при строительстве крупных объектов экономики) являются проектом с распределенными рисками при сравнении общих сумм вложений в пользу малых предприятий. Препятствуют оттоку населения из села, увеличению занятости и притоку кадров, уменьшают социальные затраты бюджетов.
- Изменение ментальности сложившейся в крае, а она такова что бизнесу здесь делать нечего надо уходить из края. Приводит к значительному снижению мотивации и престижу предпринимательской деятельности. Отток происходит в основном среднего класса переводящего бизнес в соседние регионы. Изменение ментальности контролирующих органов основная задача профилактика и наведение порядка предписаниями и повторными проверками, а не сразу максимальными штрафами убивающими предпринимателей. Изменение в подходах к формированию бюджетов городов и районов. Есть дефицит бюджета, значить надо поднять какой то коэффициент или параметр, для увеличения местных налогов и сборов. А эти коэффициенты уже приближены к максимальным разрешенным законодательством. Дальнейшее продвижение по этому пути в формировании бюджетов невозможно.
- Анализ причин закрытия бизнеса. Необходимая работа для понимания негативных причин происходящих в экономике. Закрывшийся бизнес обычно не прекращает свою деятельность, а переходит из легального бизнеса в теневой.
По итогам проведенного опроса ИП (ОПОРА РОССИИ), прекративших деятельность, в качестве основных причин закрытия были отмечены следующие:
- повышение страховых взносов в Пенсионный фонд РФ – 98,5%;
- увеличение арендной платы за торговые площади (преимущественно на розничных рынках) – 36%;
- введение дополнительных ограничений в сфере розничной торговли алкогольной и табачной продукции – 25,1%;
- рост тарифов на услуги естественных монополий (электро- и теплоэнергии, газ, коммунальные платежи) – 48,7%;
- административные барьеры – 50,7%;
- замещение производимых на территории Ставропольского края товаров продукцией, импортируемой из других регионов и стран, снижение спроса на местные товары (услуги) – 5,1%;
- неведение предпринимательской деятельности в предыдущие периоды – 4,1%;
- запрет или ограничения мелкорозничной торговли, в том числе на торговлю в нестационарных торговых объектах – 3,1%.
Стоит отметить, что большинство вновь возводимых на территории Ставропольского края объектов различного назначения осуществляется строительными компаниями, зарегистрированными в других субъектах РФ и с привлечением, в том числе иностранной рабочей силы. Отсюда снижение уровня официальной занятости местного населения и рентабельности местных строительных компаний, что побуждает последних уходить в «теневой сектор». В связи с этим необходимо привлекать активнее местные компании в рамках государственного заказа.
Выводы:
Основной причиной стимулирования теневой экономики как это не парадоксально является федеральное и региональное законодательство, постановления правительства России последних лет.
Необходима программа получения статистической информации в отношении малого и среднего предпринимательства (МСП) не затрудняющая его работу, работа с общественными объединениями МСП способными давать оперативную информацию о состоянии МСП.
Необходима разработка программы по борьбе с теневой экономикой, направленная на выработку нормативных актов регулирующих сферу экономической деятельности населения. Именно потому что, микробизнес, избегает государственной регистрации и мимикрирует под экономическую деятельность населения которая никак не регулируется законодательством. Если серые сектора легального бизнеса и теневые сектора в форме экономической деятельности населения в которой находится 598 тысяч человек вернуть в законодательное поле, то финансовые проблемы бюджета Ставропольского края найдут своё решение.