Загрузка страницы...

Мрвалевич

Павле Павлович

Сопредседатель, Ставропольского краевого отделения общероссийской общественной организации "Опора России". Член общественной палаты Ставропольского края. Член общественного совета Северо-Кавказского федерального округа.

10 февраля 2016

18 причин почему не растет производство в ставропольском крае

Одна из важнейших экономических задач Ставропольского края стоит в развитии малого и среднего предпринимательства. Акцент делается из всех видов экономической деятельности на производство и переработку. Это отражено в документах стратегического планирования и долгосрочного развития Ставропольского края.  И соответствует задачам поставленным Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике"

 

В нем сказано о необходимости улучшения условий ведения предпринимательской деятельности и требующий  обеспечить до 1 января 2015г. существенное сокращение сроков прохождения процедур субъектами предпринимательской деятельности и стоимости этих процедур в следующих сферах государственного регулирования: строительство, подключение к сетям, меры налогового стимулирования и налоговое администрирование, таможенное администрирование, в том числе при реализации дорожных карт по совершенствованию делового климата, разработанных в рамках национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации;

 

Рассмотрим, что препятствует улучшению общих условий бизнеса и развитию производства и переработки в крае.

 

Первое И, наверное, самое главное, нет государственной политики в достижении цели.  Под государственной политикой понимается фокусировка и координация действий министерств и ведомств на решение поставленной задачи. Каждое министерство и ведомство самостоятельно действует на основе положения о ведомстве и законодательных актах, без оглядки и согласования с коллегами по правительству. Результат – много решений противоречащих цели развития.

 

Второе Рост тарифов, ежегодно уже в течении 15 лет рост по 15-20% в год, последние 2 года на 8% ежегодно. Это привело к тому, что из резерва развития экономики, тарифы стали проблемой и тормозом роста производства. При этих тарифах даже высокотехнологичное оборудование с высокими показателями энергосбережения или класса энергопотребления как принято говорить, не является решением проблемы. А учитываю курсовую разницу и то, что это оборудование в основном импортное решение проблемы невидно. Высокая стоимость техприсоединений, часто соизмерима со стоимостью всего проекта производственного предприятия.

 

Третье Отсутствие кредитования под разумный процент и срок окупаемости предприятия. Ни того, ни другого для МСП банки в массовом порядке (что и требуется для экономического развития) предложить не могут. В некоторых случаях не хотят, и негласно считают производство группой риска. И так вывод: процентная ставка выше рентабельности производства, а срок кредита не более года. При окупаемости производственных вложений 5-7 лет.

 

Четвертое Сжатие потребительского спроса населения из-за, снижения доходов граждан. Сжатие размеров малой экономики, серьезная проблема. Негативный результат этого, не только в области экономики, но и ощущается в области социально политической.  Экономия населения на всем приводит к пропорциональному уменьшению доходов малого бизнеса. Малое предпринимательство на 80% система выживания населения, а не бизнес. Уменьшение спроса, действия крупного торгового ритэйла делает его нерентабельным малый бизнес. Как результат отмирание малых товаропроводящих сетей, являющихся инфраструктурой для развития малого производства.

 

Пятое Остался единственный инвестор на которого можно рассчитывать. Это внутренне региональное инвестирование. То есть свои предприниматели.

Если мы ждем международного инвестора, то режим санкций ставит на этом жирный вопрос. Китай развернулся в экономической политике на внутреннего потребителя. Крупные компании с госучастием, особенно нефтегазовый сектор имеет массу не завершённых объектов. Курсовая разница валют сейчас не в их пользу. Бессмысленно ждать от них инвестиций. Российские предприятия из других регионов к нам не придут. Условия ведения бизнеса у нас хуже, тарифы на энергоносители у нас выше, чем в республиках соседях и ещё многое не способствует инвестициям от этой группы инвесторов.  Местные инвесторы из-за, дефицита оборотных средств

 

Шестое Ментальность (социально духовный настрой предпринимателей) не в пользу инвестирования и развития экономики края. Надо менять настрой бизнеса, на положительный. Для этого нужны популярные действия власти в экономической сфере, наглядные и осязаемые, а не просто публикации в СМИ.

 

Седьмое Высокий уровень теневой экономики. Теневая форма ведения бизнеса и серые полулегальные схемы приводят к утяжелению работы легального бизнеса. Делают его не конкурентоспособным. Необходимо браться за решение серьёзной задачи - легализации целых видов экономической деятельности. Уменьшения самозанятого населения. Это миллионы людей в стране и сотни тысяч в крае.  Мера не популярная, но других резервов для пополнения бюджета, адекватных дефициту бюджета нет, и пока не предвидеться.

 

Восьмое Высокие штрафы. Проблема в том, что проверяющие органы сразу выставляют огромные штрафы в сотни тысяч и даже миллионы рублей. Нет системы предписаний на устранение нарушений в приемлемые сроки. Перед проверяющими органами не стоит задача сохранения легально работающего бизнеса. Какое же это госрегулирование сферы малого бизнеса, - это отстрел.

 

Девятое Отсутствие массовой поддержки бизнеса нефинансовыми методами. Например, самая, эффективная для сегодняшнего момента проектная поддержка. Необходимо краю маслозаводы, сыроварни, бойни, овощехранилища, пекарни, консервные цеха и т.д. Значить определиться с тем, что из перечисленного, сколько и в каких районах края нужно. Затем заказать проекты типовых мини заводов, скорее цехов переработки (у многих отечественных производителей такие уже есть и плюс бизнес план к ним). Доработать так, чтобы наши контрольно-надзорные органы сами подписали эти проекты. Так сказать, благословили их к использованию. Предпринимателю останется привязать проект к местности и используя поддержку при техприсоединении подключиться к сетям. Необходимо выделить земельные участки в районах края под реализацию этих проектов никто такой работы у нас в крае не ведет. Она сложная и самое главное требует государственной политики в её реализации (см. первый пункт).

 

Десятое Отток населения из малых населенных пунктов. Отсутствие в них грамотных кадров. Для решения задач строительства и эксплуатации предприятий по производству и переработке.

 

Одиннадцатое Отсутствие необходимого количества объектов инфраструктуры для переработки сельхоз продукции, например, овоще и зернохранилищ. Предприятия не могут работать с поля и простаивать не в сезон. (В проектной поддержке с этого надо бы начать.)

 

Двенадцатое   Для любого производственного предприятия число контрольно надзорных предприятий выше, чем в торговле и составляет 52 организации. Не создано условий для того, чтобы производством и переработкой заниматься было выгодно.

 

Тринадцатое Высокие имущественные налоги в крае. Как результат кадастровой оценки земли и объектов капитального строительства. Земля и недвижимость не смогли стать в крае инструментами развития и к сожалению, стали балластом для бизнеса. Например: Постановление Правительства Ставропольского края от 04.09.2015 № 381-п (вступило в силу 08.09.2015 года) "Об утверждении Порядка определения цены земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории Ставропольского края, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов" оно остановило выкуп земельных участков под объектами недвижимости, принадлежащими на правах собственности МСП. А значит, остановило поступление средств, в бюджет края. Да бог с ним с бюджетом, предприниматель, не имея свидетельства собственности на землю под своими объектами, в банке получит кредит под более высокую процентную ставку.

 

Четырнадцатое  За несколько последних лет растамаживаться на территории края стали намного меньше. Ставропольские предприниматели растамаживаются в Москве или соседних регионах.

 

Пятнадцатое Разрешение на строительство, это невыполнение административного регламента как повседневной процедуры в администрациях муниципальных образований. Это некое таинство с непредсказуемым результатом.

 

Шестнадцатое Налог НДС. Без возврата НДС такие виды деятельности как строительство, производство и переработка невыгодны. В крае большинство претензий предпринимателей к налоговым органам по администрированию налога НДС.

 

Семнадцатое   Нет крупных не сетевых логистических центров для обработки продукции и товаров, поступающих от малых производственных предприятий. Малые торговые предприятия отмирают от действий сетей и властей ведущих непримиримую борьбу с «неухоженным» бизнесом. Компенсация этих процессов как раз создание таких логистических центров.

 

Восемнадцатое Огромная сырьевая составляющая в ВВП края. Это со стороны развития переработки с/х продукции на первый взгляд очень хорошо. Но учитывая, что все средства и ресурсы завязаны на производство с/х сырья. То это уже, сдерживающий фактор, учитывая расчет на внутренне инвестирование.

 

У меня нет цели, в этой статье упомянуть все причины. Если подробно раскрывать каждую причину всплывают дополнительные барьеры и проблемы, которые на практике, как кокон опутывают предпринимателя лишая его свободы действий, а значит и развития.

Понравилась страница? Пожалуйста поделитесь ею!

Все статьи

2016 г. © Мрвалевич Павле Павлович.
Копирование информации возможно только с указанием ссылки на сайт