<
09 февраля 2021
Во второй части хочу обратить внимание на философское понятие формы и содержания.
Форма активна, она может меняться, не меняя сути, Форма она же пространственная характеристика предмета или явления, а содержание пассивно или стабильно и определяет сущность предмета. Например: Зажигалка может быть в форме пистолета? Да, но по сути, это не оружие для ближнего боя, а созданное человеком компактное переносное устройство для создания малого и кратковременного открытого пламени. Вывод: у нескольких, разных форм может быть одно содержание.
Это верно для физических тел. Посмотрим, как выполняется то же для социальных явлений, которые так же имеют и форму, и содержание. Для социальных явлений характерно появление трёхмерной, с третьей осью значения нравственно-духовной составляющей социального явления в дополнении к культурной и экономической осям. Развитость культуры и экономики общества позволяют проявляться в нем более сложным социальным явлениям.
Возьмём, любое социальное явление, сначала его форму. В нем будут слова и слагаемые из них смыслы или суть, которая составят основу содержания этого явления. Слово, наверное, простейшее социальное явление, описывающее окружающий мир. Для лучшего понимания друг друга договоримся о понятиях и дадим определение Слову. Что такое слово?
Слово - это звуковая вибрация, созданная изначально ротовым аппаратом человека и несущая информационную, смысловую и эмоциональную составляющие. Предназначенную богу, другим людям или животным. В последующем слово может иметь различные носители.
Вы вероятно спросите, чем отличается информационная составляющая от смысловой. Не одно ли это и тоже. Нет, не одно и то же, не всю информацию в слове мы можем понимать, но она есть, как суслик в поле. (Поле видишь? Вижу. А суслика? Не вижу. А он есть!) А смысловая, это как раз та часть информации, которую человек понял, а принял, он гораздо больше информации и эта информация воспринимается не разумом, а органами чувствами. Выраженную, словом эмоциональную составляющую мы воспринимаем по тембру голоса, иногда по внешнему виду носителя (собеседника), его мимике и жестам.
Пытаясь рассуждать на эту тему, я нашел «свободные уши».
Уши-местного бездельника. Он согласился порассуждать на тему социальных явлений. Первое, что он сказал, послушав меня: Вот мужики бухают –это что за явление? Пьянство- быстро ответил я. Это его озадачило и он, подумав начал говорить: а вдруг мужики соберутся и бросят пить. Это шо? Теперь задумался я. Через минуту выдал ответ: это социальное явление- общее собрание граждан или просто собрание. Потому, что собрались и что-то решили. Значить суть этого - действия социума, некая самоорганизация позволившая принять коллективное решение. А форма, это название явления- общее собрание. Проверим можно ли этой сути подобрать ещё названия, не меняя содержания. Например, сход граждан, съезд, конференция, джирга, собрание акционеров, или гаражного кооператива и т.д.. Видим, что получилось, и содержание остается прежним. Во многих случаях, одно социальное явление порождает другое. Какое? В рассматриваемом случае, возникает социальное явление- трезвость. (Трезвость-характеристика личности или группы лиц выражающаяся в неприятии алкоголя). Кстати, с появлением трезвости, измениться общественный порядок от безобразия к порядку. И тем сильнее масштаб общественного явления, чем больше количественный состав его участников. Если все мужики бросили пить это масштабное, а значить социально-значимое явление.
Значение любого социального явления зависит от нравственности и масштаба. Чем выше нравственная значимость, тем значительней социально-культурная составляющая, как и экономическая составляющая. Масштабность превращает экономическую составляющую социального явления в ценность для общества, как общественное благо, которое потребляется коллективно и не может быть вычленено для отдельного гражданина. А если наоборот, вектор нравственности отрицателен, то экономическая составляющая вместо блага становится экономической проблемой общества или кризисом. В любом обществе, где в основе не лежит справедливость, как нравственная категория имеются кризисы. Совокупность кризисов в обществе будет накапливаться и со временем перейдет в новое качество. Например: Быть – кем то, это бытиё, оно отражает качество. Быть ученым писателем рабочим крестьянином, философом это форма существования. Совокупность всех форм существования от кухарки до президента это и есть общественное бытие. (Целостность и совокупность в чем различия. Совокупность простое множество объектов, а целостность совокупность дающая новое качество.) Значит путь совершенствования общества — это путь достижения целостности совокупностью граждан или обществом. Форма социального явления, оптимально подходящая содержанию, ведет к дальнейшему развитию содержания. Если прежняя форма уже не соответствует новому содержанию она замедляет его дальнейшее развитие. Возможные противоречия между формой и содержанием, приводят обычно к изменению старой формы, более соответствующей измененному содержанию. Диалектика взаимосвязи формы и содержания, говорит о том, что форма обладает некой самостоятельностью и способна так же оказывать обратное влияние на содержание социального явления.
Для чего собственно весть этот анализ взаимосвязи содержания и формы, количества и качества в социальных явлениях?
Понимание этих философских категорий, имеет значение в регулировании процессов в обществе. Общество как сущность воплощено в той или иной государственной форме. Государство не существует без управления. Развитие управлением государства ведет к изменениям форм организации, и приведении форм управления хозяйством в соответствие с изменяющимся уровнем производства, с требованиями научно-технического и социального прогресса.
Понравилась страница? Пожалуйста поделитесь ею!
Все статьи