Если есть читатели, кто готов поспорить на тему, что число малого бизнеса не уменьшается то ему сюда:
https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/regstats/
https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2019/smertnost-biznesa-za-2018/
Для остальных продолжу.
- Давление крупных торговых сетей. Думаю можно не комментировать этот пункт.
- Интернет торговля растёт большими объемами (Каждый год объём прироста рынка интернет-торговли увеличивается: 5 лет назад он рос на 100 млрд. рублей в год, в 2018 году вырос на 185 млрд. При сохранении существующих трендов к 2023 году рынок вырастет более чем в два раза: до 2,4 трлн. рублей, при среднегодовых темпах роста 16% (2019-2023 гг.) -> Источник: https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/data-insight-internet-torgovlya-v-rossii-2018/.
- Интернет-магазины в России в 2018 году составили примерно 300 тыс. сайтов с функционалом интернет-магазина. 2000 интернет-магазинов получают более чем 20 заказов в день. 10 000 магазинов получают более 5 заказов в день. Только 80 000 магазинов имеют посещаемость больше 20 человек в день. https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/data-insight-internet-torgovlya-v-rossii-2018/
- Растут практические навыки покупателей в работе с такими формами торговли. Зафиксировано снижение страха перед интернет покупками у старшего поколения, за счет массового положительного опыта окружающих и активной молодёжи.
- Появилась возможность производителя напрямую работать с единичным покупателем за счет новых складских технологий и технологий интернет торговли. Это стало выгоднее производителю, так как, оптовик часто расплачивается не сразу, а через 30 дней, а единичный покупатель платит розничную цену и авансом.
- Часто прибыльность торговли была выше прибыли производства, что до сих пор имеет место. Но тенденция показывает, прибыль, смещенная в область торговли и финансовых услуг, являющихся сервисными отраслями для производства, начинает возвращаться в сферу производства товаров.
- Внедрение онлайн касс и расчетов платежными картами и внедрение системы быстрых платежей с использованием смартфонов. Процессы цифровизации в отчетности, процессах контроля и применении данных обработки больших баз данных, создали почти невозможным дальнейшее применение «черных» и «серых» схем в работе малых форм торговли. Рентабельность таких бизнесов падает, ответственность и риски растут.
- Маркировка товаров и её полное завершение до 2024 года. Поступательное внедрение маркировки товаров с одновременным ростом доли крупного сетевого ритейла не только повысило себестоимость организации одного рабочего места для сферы торговли, но и подтвердило тенденции вытеснения из данного вида предпринимательской деятельности микро и малого бизнеса. Минфином предложено запретить торговлю не маркированными товарами предпринимателям на ЕНВД и патенте, а это в малых формах торговли основные рабочие формы.
- Рост грамотности граждан в отстаивании своих прав потребителя в обычных магазинах (потребительский экстремизм).
- Рост коммунальных платежей и как следствие рост арендной платы. Этот процесс характерен на протяжении 20 последних лет.
- Цены товаров покупаемых через интернет ниже. В условиях снижения покупательной способности населения в течение шести последних лет, цена -важный аргумент для покупателя.
- Переживаемый сейчас период «потребительского цинизма» – в обществе годами копилась, оттянутая во времени, реакция на маркетинговые трюки, назойливую рекламу. Реализуется «кошмар маркетолога»: когда покупатели приходят в магазины, скупают товары по акциям, и больше ничего не берут.
- Логистические компании практикуют доставку до квартиры покупателя. Это нравится потребителю.
- Выбор товаров в интернет магазинах, практически не ограничен по сравнению с обычной формой торговли.
- Меньшее влияние контрольно-надзорных органов на интернет торговлю.
- Совершенствование логистики приводит к возможности торговли через интернет продуктами питания, в том числе и скоропортящимися. (Например доставка пиццы дронами в г.Сыктывкар в сети Дода пицца. Это не новость, а факт 2014 года. https://tjournal.ru/tech/51363-pizza-drones).
Есть существенные минусы интернет торговли, НО - новые интернет формы непрерывно совершенствуются.
- Покупка по фото есть определенный риск. НО- увеличено число фото товара на сайтах, появились панорамно-круговые фото и видео объектов выполненные на поворотных площадках.
- Покупка без примерки одежды и обуви вызывает страх. НО - во многих интернет-магазинах предусмотрен обмен неподходящего товара. На сайтах есть специальные таблицы размеров, позволяющие самостоятельно измерив себя определить размер одежды и обуви. Появляются программные продукты, на современных смартфонах позволяющие использовать смартфон, как измерительное устройство. Так же присутствует доставка с примеркой на выбор нескольких размеров. На многих сайтах ведется учет предыдущих удачных покупок и сравнение приобретаемых размеров новых покупок. (Например: задается вопрос, вы уверены, что Вам этот размер? Вы, прошлый раз, брали другой.)
- Необходимо время на обмен товара и ожидание получения заказа;
- Цена доставки растет с ростом цен на топливо. НО – увеличение объемов покупок через интернет ведет к росту и развитию логистики, что приводит к снижению цен или их заморозке.
- Возможность обмана. НО – внедряется выдача онлайн интернет чеков, договоров на покупку товара. Растет опыт потребителей по проверке контрагента через интернет и поиска отзывов о компании. Вопросы защиты потребителя при покупке через интернет существенно выросли. Наработана положительная юридическая практика.
- Привычные для покупателя тактильные и обонятельные ощущения, к сожалению отсутствуют.
- Отсутствует атмосфера праздника-покупки.
- Скорость приобретения необходимого товара пока за обычной формой торговли.
- Рост затрат традиционной торговли в связи с применением покупателями расчетных карт для оплаты. Услуги эквайринга от 1,5 до 2,5% от суммы оплаты. Плюс оплата за аренду терминала от 200 до 500 руб. в месяц.
Выводы: При наличии значительного числа вышеперечисленных факторов одновременно и отрицательно влияющих на развитие и существование малых форм торговли, традиционные формы малой торговли претерпят значительное сокращение, как числа торговых точек, так и ассортимента. Тенденция замены торговли на логистику за счет продажи производителем напрямую товара потребителю - самый значительный фактор снижения малых форм торговли. Существует необходимость государственной поддержки малого и среднего предпринимательства по переориентации торговой деятельности на производство.