<
21 мая 2019
На указах Президента России и решениях совета по стратегическому развитию были составлены 12 национальных проектов. Для реализации национальных проектов, как никогда важна консолидация министерств и ведомств в достижении поставленных целей. Глава правительства РФ Дмитрий Медведев 14.05.2019г. провел совещание по межбюджетным отношениям. Основной акцент сделан на невыполнение поручений Президента России. Массовым явлением стало, когда поручения по 4 года, не выполняются. Разногласия между ведомствами правительства один из примеров и признаков неэффективного государственного управления.
Хочу, остановится, на близкой мне теме на нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Этот нацпроект, включает в себя пять федеральных проектов: «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» и «Популяризация предпринимательства». Срок реализации нацпроекта: с октября 2018 года по 2024 год (включительно).
Нацпроект, как и его федеральные и региональные проекты имеют чёткие целевые показатели. Это конкретные цифры, в увеличении числа субъектов МСП, увеличении числа рабочих мест в сфере МСП, увеличении объема ВВП или ВРП для регионов, которых надо добиться в ходе реализации проектов. Что, на мой взгляд, характеризует процесс происходящий, у нас в Ставропольском крае, и в целом по всей стране. Федеральная налоговая служба и соответственно её региональные управления взялись за очистку реестра МСП от фирм, не подающих признаки жизни. От так называемого информационного мусора, искажающего статистику по МСП. В принципе нужное и хорошее дело. Однако! Закрытие таких юридических лиц, происходит в соответствии с п.1. ст. 23, 129- ФЗ от 08.08. 2001г. Имеющих долги перед бюджетом, вносят в особый реестр. Если организация не отчитывалась, то автоматически нарушила законодательство и имеет штраф, который, как обычно не оплачен и как результат организация в этом печальном реестре. В чем собственно печаль? В том, что уже физические лица являвшиеся учредителями этого юрлица в течение трех лет не могут учреждать и регистрировать новых юридических лиц.
Юридического механизма покинуть этот реестр на настоящий момент нет, только истечение времени нахождения в нем. Даже, при всем желании, предпринимателей скомпенсировать, задолженность бюджету и даже при фактической компенсации задолженности покинуть реестр не получится. Процент населения, который в нашей стране занимается предпринимательством, не велик и примерно 4 процента от населения страны. Это как раз та, экономическая активная часть населения, энергию которой, государство планирует использовать для развития малой экономики. Для этого и приняты национальный и региональные проекты с красивым названием «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Целевые показатели, нацпроекта по МСП, достичь станет труднее, поскольку идут следующие процессы:
1. Количество субъектов предпринимательства уменьшается в результате чистки реестра МСП от «неживых» организаций.
2. Минфин реализует последний третий этапа введения онлайн касс для МСП на ЕНВД и патенте без наемных сотрудников. До 1 июля 2019г., этот процесс должен быть завершен. Но, как показывает статистика этого процесса, многие предприниматели, особенно в малых населенных пунктах, решают, стоит ли продолжать дальше игру с государством в предприниматели.
3. В связи с планами Минфина России по маркировке товаров и её завершению до 2024 года. Предложено запретить торговлю не маркированными товарами предпринимателям на ЕНВД и патенте. В Ставропольском крае среди субъектов МСП (всего 115000 субъектов), 80% торговля, а в её числе ЕНВД и патент составляют 50% (56738 только ЕНВД по данным 2017года, данные УФНС по СК). Примерно такая же картина во многих субъектах страны. Вышесказанное в совокупности с п.2 усиливает тенденцию к сокращению числа субъектов МСП.
4. Проверки КНО стали реже, но финансово жестче. Это обусловлено тем, что прокуратура снижает, число плановых проверок субъектов предпринимательства, а планы Минфина по поступлению в бюджет финансовых средств от штрафов не снижаются. Как результат, счастливцы, из числа предпринимателей попавших под проверку заплатят много больше.
5. Процессы цифровизации в отчетности, процессах контроля и применении данных обработки больших баз данных, создали почти невозможным дальнейшее применение «черных» и «серых» схем в работе бизнеса. Рентабельность таких бизнесов падает, ответственность и риски растут. Программные продукты и Интернет позволили производителям работать с единичными заказами напрямую от покупателя. Фактически логистика и программные продукты позволяют производителям работать непосредственно через Интернет с доставкой через логистические компании. Этот процесс, и давление крупных торговых сетей, приведет к значительному сокращению субъектов предпринимательства занимающихся малыми формами торговли.
А значит, имеются риски в достижении целей национального проекта. В результате этих процессов можно получить снижение целевых показателей. Это противоречит целям и задачам национального проекта.
Будучи объективным, следует отметить, что рост ООО и индивидуальных предпринимателей есть, но незначительный, он обусловлен:
1. ФЗ-115 от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" дал рискоориентиры для определения подозрительных операций и позволил банкам закрывать ОООшки без объяснения причин с невозможностью открытия счета в другом банке для этого юрлица. Как результат рост новых ОООшек и тех, кто решил что дешевле (за 800р.) стать Индивидуальным предпринимателем.
2. Процессом замены ООО на ИП, как более простую форму работы, и заменой сотрудников оформленных по ТК РФ на ИП с упрощенной формой налогообложения (УСНО 6%- доходы).
3. Снижение наличного оборота в стране, позволяет ФНС выявить дополнительные доходы экономически активного населения, через использование статистики карточных счетов. Этот процесс также сказывается на росте числа субъектов микробизнеса.
Что бы выполнить целевые показатели нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы», возможно и придется использовать именно схему подмены наемных сотрудников на ИП с УСНО 6%- доходы. Но с другой стороны, такой целевой показатель нацпроекта, как рост числа работающих, в сфере МСП, не будет достигнут.
Что касается роста объемов продукции от МСП и его доли в ВВП и ВРП. Можно сказать, достижение этого целевого показателя будет зависеть от успеха процесса переориентации предпринимателей от избыточных в крае форм малой торговли к производству товаров и услуг.
В то же время проблема перехода от торговли к производству это серьезное увеличение рисков для МСП. Это связано, с увеличением числа контрольно- надзорных органов, риском и затратами связанными с уменьшением мобильности производства по сравнению с малыми формами торговли. Необходимостью расширения горизонтов планирования работы по сравнению с малыми формами торговли. Очень хочу, что бы процесс переориентации избыточного числа малых форм торговли в крае в сферу услуг и производства, прошёл максимально безболезненно и эффективно. Что бы, экономически активная часть населения страны не пострадала, материально и главное не утратила веру в возможность работы в малых формах производства.
Понравилась страница? Пожалуйста поделитесь ею!
Все статьи